Cоздание условий для развития честной и добросовестной конкуренции представители органов власти, ФАС России, бизнеса и общественных объединений предпринимателей обсудили на заседании Совета по улучшению инвестиционного климата, развитию промышленности и конкуренции, прошедшем 5 сентября в Правительстве Ярославской области.

Ключевой темой совещания стали основные направления государственной политики по развитию конкуренции на территории Ярославской области во исполнение Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» и Перечня поручений Президента по итогам заседания Госсовета 05.04.2018 года.

Следует отметить, что Указом Президента утвержден национальный план развития конкуренции в России на 2018-2020 годы. В частности, он предусматривает, что в каждой отрасли экономики, за исключением сфер естественных монополий и ОПК, должно присутствовать не менее 3 хозяйствующих субъектов, из них хотя бы один должен относиться к малому бизнесу. К 2020 году количество «антимонопольных» нарушений органов власти должно быть снижено не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом. Также вдвое к этому времени должна быть увеличена доля госзакупок у малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций и на 18% — закупок госкомпаний у малых и средних предприятий.

В срок до 1 декабря текущего года в соответствии с новым стандартом регионы РФ должны сформировать ключевые показатели развития конкуренции. В Ярославской области эти показатели уже разработаны – они охватывают 37 рынков. Итоги опроса части потребителей региона показали, что самая высокая конкуренция наблюдается в сферах розничной торговли, услуг связи и пассажирских перевозок. А вот на рынках детского отдыха и оздоровления, дополнительного образования детей и культуры уровень конкуренции относительно низкий.

Во время своего выступления присутствующий на совещании заместитель руководителя ФАС России Даниил Фесюк отметил, что развитие конкуренции – серьезный источник для развития экономики как региона, так и России в целом. Также он подчеркнул, что создание мер поддержки для ведения бизнеса и развития конкуренции – работа необходимая, но не стоит забывать о том, как непросто сегодня товаропроизводителям выйти на рынок. До тех пор, пока для этого не будут созданы благоприятные условия, о развитии здоровой конкуренции говорить преждевременно.

«На мой взгляд, развитие конкуренции нужно оценивать не только по показателям, но и решать проблемы бизнеса, от которых развитие этой конкуренции напрямую зависит. Это засилье на рынке монопольных структур — энергетики, газовщики, различного рода поставщики тепловых и иных ресурсов. Это изменения в сфере ЖКХ, когда приход в регион единого оператора разоряет и выкидывает с рынка десятки малых и средних предприятий. Как в таких условиях может выполняться требование, что на любом рынке должно присутствовать не менее 2-3 конкурирующих игроков? Следующие проблемные моменты – укрупнение лотов (сфера государственных и муниципальных закупок), засилье сетевых магазинов, причем не только в крупных городах, но и в небольших сельских поселениях. Список можно продолжать долго. В любом случае, эти проблемы нужно решать на практике. Тогда и конкуренция будет развиваться», — считает член Совета, бизнес-омбудсмен Альфир Бакиров.

В ходе совещания участники обсудили предложения в региональный план мероприятий («дорожную карту») по содействию развитию конкуренции и проблемы, возникшие в процессе его подготовки.

Также Правительство Ярославской области и ФАС России заключили соглашение о взаимодействии. Среди основных направлений сотрудничества — реализация государственной политики по содействию развитию конкуренции в регионе, повышению инвестиционной активности, повышению уровня конкуренции в государственных и муниципальных закупках, а также соблюдение антимонопольного законодательства.