Представители аппарата ярославского бизнес-омбудсмена приняли участие в очередном заседании комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в регионе, прошедшем 6 декабря. Ее постоянными участниками являются руководители органов власти, Росздравнадзора, общественных организаций, промышленных предприятий региона, сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Ярославской области.

Присутствующие обсудили меры борьбы с распространением фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств посредством сети интернет. Определенную опасность – прежде всего, для пожилых людей – представляют и распространители различных препаратов и медтехники, которые обходят квартиры в жилом фонде и предлагают свой товар. Здесь, по мнению членов комиссии, основной акцент должен быть сделан на профилактическую работу с привлечением медучреждений и СМИ.

Советник Уполномоченного Иван Петров рассказал собравшимся об участии представителей аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в VI международном форуме «Антиконтрафакт», прошедшем 19-21 ноября в Москве. «Через весь форум проходила дискуссия, что делать и как защитить российский рынок. Звучали конкретные цифры: рынок пива в отношении контрафакта более-менее благополучен — его доля здесь не более 2-3%. В табачной отрасли – уже 8-8,5%. Наиболее печальная ситуация с алкоголем – доля нелегальной продукции здесь почти 28%, это свежие данные Euromonitor International», — отметил он.

По словам Ивана Петрова, все участники форума предложили общий алгоритм – это синхронизация законодательства, единое правоприменение и цифровая маркировка максимального количества товаров. Но и здесь есть проблемы. Первая – правительства стран ЕАЭС не торопятся делать шаги в этом направлении, преследуя национальные интересы. И вторая – отсутствие единого научно-технического и организационного решения по внедрению маркировки. Сегодня ведомства предлагают различные варианты – те же QR-коды, чипы, ФГИС «Меркурий», но в техническом отношении все это не «завязано» в единую систему контроля легальности продукции, получаемой потребителем, нет расчетов, как это повлияет на стоимость конечного продукта. Поэтому задача государства при внедрении маркировки – учитывать состояние экономики, степень развития бизнеса и реальные технические возможности предприятий.

Наглядный пример – обязательная маркировка лекарственных препаратов идентификационными знаками, которая вводится в России с 1 января 2020 года. Благодаря этому любой гражданин сможет с помощью информационной системы проверить легальность препарата. Пилотный проект по внедрению маркировки лекарств стартовал еще в начале 2017 года: на его первом этапе было промаркировано более 4 млн упаковок лекарственных средств. В рамках эксперимента ФНС России доработала информационную систему «Маркировка», с помощью которой можно промониторить движение препаратов, а также разработала специальное мобильное приложение, позволяющее покупателям проверять их легальность. Однако, несмотря на очевидные преимущества, уже сейчас эксперты говорят о ряде нерешенных вопросов: немалые расходы фармкомпаний на установку соответствующего оборудования для маркировки и изменение производственных процессов приведут к росту себестоимости и безусловному удорожанию препаратов. Более того, есть вопросы и к корректности работы самой информационной системы.

В заключение члены комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на территории Ярославской области утвердили план работы на 2019 год.