Итоги мониторинга оценки реализации федеральными органами исполнительной власти механизмов открытости обсудили 26 июня на заседании Общественно-консультативного совета УФАС по Ярославской области. Участниками мероприятия стали представители аппарата регионального бизнес-омбудсмена, Торгово-промышленной палаты и Общественной палаты Ярославской области, общественных объединений предпринимателей, юристы.

Открывая заседание, врио руководителя Ярославского УФАС Иван Паутов отметил, что в первом полугодии 2017 года Федеральной антимонопольной службой по всей стране штрафов за нарушение антимонопольного законодательства было собрано более, чем на 1 млрд рублей, — это на 70% превышает привычные показатели. Однако главный вопрос повестки дня – обсуждение позиции ФАС в рейтинге открытости федеральных органов исполнительной власти по итогам 2016 года.

Вышеназванный мониторинг был проведен ВЦИОМ по инициативе «Открытого правительства» среди рядовых граждан, представителей бизнеса, органов власти и экспертов. Его участниками стали более 44 тысяч граждан России. Открытость и прозрачность работы ведомств оценивалась по целому ряду критериев: вовлечен ли бизнес в работу органа власти, проводится ли обсуждение проектов решений, учитывается ли мнение экспертов, как построена обратная связь, как работает информирование о деятельности ведомства и т.д.

По итогам 2016 года ФАС заняла 14 место из 38 возможных, потеряв 10 позиций по сравнению с 2015-ым. «Безусловно открытыми» признаны МЧС России, Минобороны и Россельхознадзор, одними из самых закрытых – Росавтодор и Минстрой России. Проанализировав результаты, члены Общественно-консультативного Совета при региональном УФАС обсудили и предложения, которые помогут сделать работу ведомства более прозрачной, а официальную информацию – доступной и понятной для широкой аудитории.

Среди важных направлений работы на ближайшую перспективу ФАС декларирует и кардинальное реформирование стратегии тарифного регулирования. «Отправной точкой» для этого должно стать принятие Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги)».

«Главная задача на сегодняшний день – принятие на федеральном уровне закона о тарифообразовании. Сейчас вопросы формирования цен на услуги в различных областях экономики регулируются отраслевыми законами. ФАС предлагает создать единый закон о тарифном регулировании взамен множества, благодаря которому тарифы будут рассчитываться единообразно, а к ним уже добавлять базовые коэффициенты при наличии специфики. Сейчас тарифы, например, на энергоносители, устанавливаются на региональном уровне, цифры и рост везде разный, что вызывает у людей естественное непонимание и возмущение», — отметил Иван Паутов.

«Закон о тарифном регулировании – один из ключевых для бизнеса, ведь в стоимость любого товара или услуги априори заложены тарифные издержки на те же энергоносители. Считаю, что ФАС в регионах должны иметь более весомые полномочия в вопросах регулирования тарифообразования, нежели сейчас. Пока на стадии утверждения тарифов их функция, скорее, наблюдательная», — говорит Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области Альфир Бакиров.

Все рекомендации членов Общественно-консультативного совета были внесены в итоговый протокол.