Рассмотрено 27.03.2023

Замечания:

      Уполномоченным в адрес разработчика направлены возражения относительно принятия муниципального правового акта по следующим основаниям.

       Из содержания проекта следует, что нестационарные торговые объекты (далее – НТО), расположенные около остановочных пунктов, должны иметь:

       — навес, как обязательных конструктивный элемент, предназначенный для укрытия пассажиров, ожидающих общественный транспорт, при этом площадь проекции навеса должна быть не менее площади НТО (фактически установка остановочного комплекса);

        — декоративную подсветку по периметру навеса, освещающая в темное время суток;

        — электронно-динамическое табло для размещения информации в соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон № 259-ФЗ).

       Кроме того, на владельца данного НТО возлагается обязанность по уборке снега и наледи с площадки под навесом.

       Отмечается, что положения проекта, возлагающие вышеперечисленные обязанности на владельцев НТО, расположенных около остановочных пунктов, в том числе и оплата электроэнергии, необходимой для работы подсветки и табло, вступают в противоречие с действующим законодательством.

       Правовое обоснование следующее.

       Согласно пунктам 5 и 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:

       — создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа;

       — дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

       В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.

       В статье 3 Закона № 257-ФЗ  даны определения следующим понятиям:

       —  дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. 

       — автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

       —  элементы обустройства автомобильных дорог — сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

       В соответствии с Законом № 259-ФЗ под  остановочным пунктом понимается место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств (п. 11 ч. 1 ст. 2).

       В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров (ч. 6 ст. 19).

       Таким образом, буквальное толкование вышеизложенных положений действующего законодательства позволяет прийти к однозначному выводу, что остановочный пункт (остановка общественного транспорта) является элементом обустройства автомобильной дороги, строительство и содержание которой является одним из видов дорожной деятельности и относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления городского округа, а именно, в данном случае, мэрии города Ярославля.

       Уполномоченный считает, что перекладывать вышеуказанные полномочия по решению вопросов местного значения на субъекты предпринимательской деятельности не допустимо. В противном случае необходимо рассмотреть вопрос о разработке механизмов компенсации предпринимателям понесенных затрат.

       Владелец НТО должен отвечать за территорию в пределах площади непосредственно самого НТО в соответствии договором на право размещения,  схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ярославля, утвержденной решением муниципалитета г. Ярославля от 19.11.2015 N 612 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ярославля», а также  прилегающей к нему территории в радиусе 5 метров.