Публичное обсуждение проекта решения муниципалитета города Ярославля «О внесении изменений в Порядок организации торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и объектов сферы услуг в области досуга на территории города Ярославля» (далее – проект, Порядок). Уполномоченный возражает относительно его принятия в полном объеме по следующим основаниям.
Из сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта следует, что целью изменения правового регулирования является:
— уточнение требований к внешнему облику нестационарных торговых объектов, в том числе нестационарных торговых объектов около остановочных пунктов, их конструктивным особенностям;
— уточнение требований к содержанию НТО и территории, примыкающей к НТО.
При этом данные уточнения влекут внесение изменений в типовые формы договоров на право размещения нестационарного торгового объекта (форма 1 приложения 2 к Порядку) и на право размещения передвижного нестационарного торгового объекта (форма 2 приложения 2 к Порядку).
В то же время предлагаемые изменения условий договоров на право размещения НТО дублируют вступающие в законную силу с 1 марта 2024 года Правила благоустройства территории города Ярославля (в редакции решения муниципалитета города Ярославля от 21.09.2023 № 142), устанавливающие на территории города единые для всех требования (правила) к визуализации нестационарных торговых объектов, их содержанию.
Таким образом, предлагаемые к принятию положения уже нормативно закреплены муниципальным правовым актом, а именно Правилами благоустройства территории города Ярославля (утв. решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 N 306), оценка соблюдения которых проводится в рамках муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» при строгом соблюдении определенной процедуры, за нарушение которой действующим законодательством установлена административная ответственность (ст. 19.6.1 КоАП РФ).
При этом требования Федерального закона № 248-ФЗ не распространяются на гражданско-правовые отношения, возникающие из договора на право размещения НТО между органом местного самоуправления и предпринимателем.
Таким образом, орган местного самоуправления фактически устанавливает для себя возможность в произвольном порядке осуществлять проверки соблюдения требований Правил благоустройства в обход Федерального закона № 248-ФЗ, что нельзя расценить, как добросовестное поведение.
Следует отметить, что действующая редакция Порядка предусматривает односторонний отказ от договора со стороны мэрии города Ярославля при наличии подтвержденных актами о соблюдении условий договора трех и более нарушений владельцем объекта обязательств по договору, за исключением обязательств по внесению цены договора. При этом перечень условий договора в соответствии с Проектом предлагается необоснованно расширить, что повлечет увеличение риска расторжения договора в одностороннем порядке при их несоблюдении, по сравнению с текущими условиями.
Тогда, как при проверке на предмет соблюдения Правил благоустройства фактически аналогичных требований, договор сохранит свою силу.
Помимо вышесказанного с учетом того, что решением муниципалитета г. Ярославля от 07.12.2015 N 629 «Об организации торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и объектов сферы услуг в области досуга на территории города Ярославля» при заключении договора предусмотрено единовременное внесение 50 процентов от цены права на размещение нестационарного торгового объекта, а также выплаты неустойки в размере от 10 до 100 процентов от цены права на размещение нестационарного торгового объекта, существенно повышается риск финансовых потерь для владельцев НТО в случае одностороннего отказа от договора со стороны мэрии города Ярославля.
Кроме того, относительно НТО, расположенных на остановочных пунктах, считаю, что в соответствии с действующим законодательством остановочный пункт (остановка общественного транспорта) является элементом обустройства автомобильной дороги, строительство и содержание которой является одним из видов дорожной деятельности и относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления городского округа, а именно, в данном случае, мэрии города Ярославля.
При таких обстоятельствах перекладывать вышеуказанные полномочия по решению вопросов местного значения на субъекты предпринимательской деятельности не допустимо.
Владелец НТО должен отвечать за территорию в пределах площади непосредственно самого НТО в соответствии договором на право размещения, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ярославля, утвержденной решением муниципалитета г. Ярославля от 19.11.2015 N 612 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ярославля», а также прилегающей к нему территории в радиусе 5 метров.
Требования к НТО, расположенным около остановочных пунктов, в части наличия навеса, а также задней и боковой поверхности из ограждающих конструкции, выполненных из прозрачного бесцветного материала, не обоснованы, влекут дополнительную финансовую нагрузку для предпринимателей.