Добрый день, уважаемые Юрий Яковлевич, Дмитрий Юрьевич и участники совещания!

От имени региональных Уполномоченных хочу выразить благодарность руководству Генеральной прокуратуры за то, что сегодня в повестку дня включена такая важная тема.

Проблема ненадлежащего исполнения заказчиками своих финансовых обязательств по государственным и муниципальным контрактам является системной. С 2014 года тема включается в ежегодные Доклады бизнес-омбудсменов по всей стране, однако, значимого улучшения ситуации мы, к сожалению, не отмечаем.

В нашем регионе наиболее остро этот вопрос встал в 2015 году. В аппарат Уполномоченного обратились предприниматели из города Рыбинска. Они решили заострить внимание региональной власти на том, что на протяжении последних 3-х лет с ними не рассчитываются за выполненные государственные и муниципальные контракты.

В жалобе в аппарат Уполномоченного рыбинские предприниматели обратили внимание на то, что подобные взаимоотношения власти и бизнеса стали системой для города. В ходе совещания в Правительстве области и.о. главы города Рыбинска Леонид Можейко признал факт наличия задолженности перед предпринимателями в размере более 300 млн рублей, заявил, что составлен план по их выплате, а также сообщил, что руководство города планирует погасить их в 1-ом полугодии 2016 года. В качестве причины столь длительной задержки было названо отсутствие софинансирования из областного бюджета.

Приведу еще один пример. В настоящее время в аппарате Уполномоченного на рассмотрении находится обращение от строительной организации ООО «Винер». По состоянию на конец декабря 2016 года просроченная задолженность бюджетов различных муниципальных образований Ярославской области перед предприятием составляла почти 39 млн рублей. За 2015-2016 годы данная компания подала в суд 28 исковых заявлений по невыполнению обязательств государственными и муниципальными заказчиками. И только после вмешательства Правительства Ярославской области и прокуратуры долг был частично погашен: по состоянию на 14 апреля сумма снизилась до 5,5 млн рублей.

Еще большие затраты несут предприниматели, если они выполняют государственные и муниципальные заказы в другом регионе – это судебные издержки, затраты на проезд и проживание, оплата адвокатов и другие непредвиденные расходы. Кроме того, когда предприниматели выигрывают суды, судебные приставы в большинстве случаев не могут реализовать их право. К сожалению, нередки случаи, когда в цепочках этих взаимоотношений один из субъектов предпринимательской деятельности допускает мошенничество. Абсолютное большинство предпринимателей отмечают, что обращение в органы УВД в таких случаях, как правило, не дают положительного результата. Отсюда и надежда только на то, что представители власти, к которым они обратились, и органы прокуратуры восстановят их нарушенные права.

По информации прокуратуры Ярославской области на начало 2017 года кредиторская задолженность по исполненным государственным контрактам составила более 1 млрд рублей. По состоянию на 1 апреля общая сумма задолженности по государственным контрактам уже снизилась до 430 млн рублей, в том числе просроченная – до 244 млн рублей.

Мы хорошо понимаем, каких усилий потребовалось новому составу Правительства Ярославской области изыскать средства, чтобы вернуть их предпринимателям, но долги перед бизнесом по-прежнему большие.

В ходе рассмотрения обращений мы сделали ещё один вывод, — в настоящее время влиять на эти процессы можно только в ручном режиме, чем и приходится заниматься органам прокуратуры, региональной власти и аппарату Уполномоченного.
Несмотря на все трудности, алгоритм решения этих проблем мы отработали: подготовка обращений в прокуратуру, обобщение и направление информации в адрес Уполномоченного при Президенте РФ, обсуждение этих проблем с представителями властных структур, в том числе, в областной Думе.

Хочу отметить, что наиболее активно этот диалог идёт с руководством города Ярославля, которое за последние полгода показало положительную динамику в решении системных проблем бизнеса и проявило явную заинтересованность в урегулировании вопросов предпринимателей в рамках правового поля. Положительную роль сыграла в этом вопросе и жесткая позиция областной прокуратуры, уровень доверия предпринимателей к которой значительно поднялся и составил 58% по результатам социологического исследования.

Как я уже сказал ранее, в настоящее время Правительством области приняты меры по оплате задолженности прошлого года. Но тенденция отсрочки оплаты теперь имеет место для контрактов, заключенных уже в этом году. Предприниматели снова вынуждены нести финансовые потери, ведь сумма задолженности – это выведенные из оборота малых и средних предприятий средства, долги по кредитным обязательствам, налогам и сборам, задержки заработной платы сотрудникам, и, как следствие, — штрафы со стороны контрольно-надзорных органов, в том числе со стороны органов прокуратуры. При этом нет института освобождения предпринимателей от ответственности (финансовой, административной, уголовной), если неисполнение ими своих денежных обязательств вызвано наличием государственного или муниципального долга по исполненному контракту. На наш взгляд, в этом есть некоторое отступление от конституционного принципа равенства всех перед законом.

Ещё одно следствие просрочек платежей со стороны госзаказчиков – это невозможность исполнителя в связи с отсутствием должного объема оборотных средств выполнить вовремя работы по другим госконтрактам, что порождает риск быть включенным в реестр недобросовестных поставщиков с ограничением доступа на рынок.

Негативные экономические последствия подобной политики очевидны. Страдают не только предприниматели, но и бюджеты субъектов федерации и муниципальных образований. Изъятие из бюджета денег на покрытие старых долгов препятствует эффективному развитию экономики, сокращает возможность инвестирования в другие отрасли. Не стоит забывать и про судебные издержки. В абсолютном большинстве случаев предприниматели эти суды выигрывают.

Проблему неплатежей по государственным и муниципальным контрактам нужно решать, прежде всего, на федеральном уровне. В заключение, коллеги, наши предложения.

Первое. К органам власти всех уровней, которые не соблюдают обязательства в части своевременной оплаты, требуется применять более жесткие меры и санкции, нежели существующие сегодня.

Второе. Имеет смысл рассмотреть возможность исключить штрафы и пени для предпринимателей в части несвоевременного выполнения ими ряда обязательств перед сотрудниками и контрагентами, если доказано, что это вызвано отсутствием денежных средств из-за задолженности по государственным и муниципальным контрактам.

Третье. Следует ужесточить требования по финансовому обеспечению государственных и муниципальных контрактов. Определить, что средства, запланированные в бюджетах для финансирования обязательств по контрактам, а также предусмотренные на погашение долгов по исполнительным листам, не могут быть направлены на другие нужды.
Четвертое. Для надзора за законностью и динамикой исполнения публичными заказчиками своих обязательств сосредоточить «в одних руках» информацию о долгах как по принятым без замечания работам, так и по исполнительным листам. Предлагаю эту информацию аккумулировать у прокурора субъекта Российской Федерации на основе сведений, которые будут в установленные сроки направляться финансовыми органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления через территориальных прокуроров.

И последнее. Предлагаем органам прокуратуры усилить надзор в части проверки фактов неисполнения вступивших в законную силу судебных актов и при наличии оснований привлекать виновных лиц к уголовной ответственности.
Уважаемые коллеги! Доверие бизнеса к власти за последние годы серьезно упало. Об этом говорят все проводимые исследования предпринимательского климата. Абсолютное большинство предпринимателей отмечают ухудшение положения дел и отсутствие стабильности в ведении бизнеса. От того, услышат ли органы законодательной и исполнительной власти, а также контрольно-надзорные структуры бизнес-сообщество, зависит, вернется ли доверие к власти со стороны предпринимателей. Мое глубокое убеждение – это доверие надо возвращать.

Коллеги, на этом у меня все. Благодарю за внимание.