Добрый день, уважаемые Дмитрий Юрьевич, Дмитрий Александрович и участники совещания!

Слайд 2 Начну своё выступление со слов благодарности за то, что столь актуальная тема включена в повестку заседания Правительства области. Это прямое свидетельство того, что Правительство области заинтересовано в скорейшем решении этой проблемы. Не дожидаясь окончательной резолюции оперативного совещания Генеральной прокуратуры, оно начинает принимать меры по рассмотрению обращений предпринимателей на территории региона и оперативному решению проблемы долгов.

Слайд 3 Данная проблема является системной с 2014 года. Федеральным Уполномоченным Борисом Юрьевичем Титовым она была включена в доклад Президенту РФ, который, в свою очередь, дал поручение Генеральной прокуратуре взять этот вопрос под особый контроль. По данным федерального Уполномоченного, с 2014 года предпринимателям было возвращено около 50 млрд рублей, при этом сумма задолженности на сегодняшний день по-прежнему остается высокой – 34 млрд рублей по всей России. Хочу обратить ваше внимание: в результате обращений Уполномоченных только в 2016 году по причине неоплаты долгов предпринимателям и наличия коррупционных факторов прокуратурой в регионах РФ было возбуждено 22 уголовных дела.

Слайд 4 В марте этого года по инициативе федерального Уполномоченного был проведен опрос с участием 2 тысяч предпринимателей по всей России, около 80% которых указали, что кризисные явления негативно повлияли на ситуацию в их бизнесе. Среди основных проблем, отмеченных предпринимателями, назывались долги по государственным и муниципальным контрактам — они затронули около 15% опрошенных респондентов, т.е. каждый шестой предприниматель назвал это существенной проблемой для бизнеса. Данные тенденции подтверждает и социологическое исследование предпринимательского климата, проведенное в Ярославской области в январе-феврале 2017 года среди 520 респондентов по инициативе аппарата Уполномоченного, которое было направлено нами для изучения в органы муниципальной и региональной власти области. Как видите, наш регион не является исключением.

Слайд 5 По информации прокуратуры Ярославской области на начало 2017 года кредиторская задолженность по исполненным государственным контрактам составила 1,2 млрд рублей. По состоянию на 1 апреля общая сумма задолженности по государственным контрактам уже снизилась до 430 млн рублей, в том числе просроченная – до 244 млн рублей. Мы хорошо понимаем, каких усилий потребовалось новому составу Правительства Ярославской области изыскать средства, и отмечаем слаженную работу всех структур по возврату задолженности предпринимателям, но долги перед бизнесом по-прежнему остаются большими.

Слайд 6 Коллеги, в 2016 году аппаратом Уполномоченного зарегистрировано 859 обращений, всего за три с половиной года к нам обратилось 3736 человек. Основная тематика обращений — защита имущественных прав, вопросы контрольно-надзорной деятельности, противодействия коррупции, уголовные преследования и другие. Вопрос оплаты долгов при этом остается для бизнеса одним из приоритетных. Ни одно совещание, собрание предпринимателей, заседание Координационного совета при Главах районов, в том числе в ходе моих отчётов перед бизнес-сообществом, не проходит без обсуждения вопросов задолженности по государственным и муниципальным контрактам. При этом следует отметить, что абсолютное большинство предпринимателей до последнего надеются на решение вопроса мирным путем и не обращаются с официальными заявлениями ни в органы прокуратуры, ни в судебные инстанции, ни в аппарат Уполномоченного. Обращение к нам поступает, когда «гиря до полу доходит».

Слайд 7 В качестве яркого примера приведу известную Правительству Ярославской области ситуацию, сложившуюся у одного из наших заявителей, — строительной компании ООО «Виннер». Динамику задолженности перед данным предпринимателем вы можете видеть сейчас на слайде. Отмечу, что за 2015-2016 годы только данная компания подала в суд 28 исковых заявлений по невыполнению обязательств государственными и муниципальными заказчиками.

Слайд 8 Уважаемые участники совещания! Рассматривая обращения, мы сделали вывод — в настоящее время влиять на процесс погашения задолженности можно только в ручном режиме, чем и приходится заниматься органам прокуратуры, региональной власти и аппарату Уполномоченного.

По мнению предпринимателей, бизнес фактически кредитует экономику региона. Руководители предприятий обращают внимание на тот факт, что при исполнении госконтрактов авансирование в большинстве случаев не предусмотрено. Подрядчикам приходится выполнять работы и закупать материалы за свой счет, а потом обойти все инстанции, требуя от заказчиков исполнения обязательств по контрактам. От неплатежей страдают действующие предприятия, которые оказывают услуги преимущественно в социальной сфере.

Практика показывает, что руководители большинства муниципальных образований, имеющих долги перед бизнесом, обязательства в своей части выполняют, и у местного бизнеса к ним, как правило, претензий нет. Это говорит о том, что основная проблема лежит в сфере управления бюджетом в Правительстве Ярославской области.

Ещё одно следствие просрочек платежей со стороны госзаказчиков – это невозможность исполнителя в связи с отсутствием должного объема оборотных средств выполнять вовремя работы по другим госконтрактам, что порождает риск быть включенным в реестр недобросовестных поставщиков с ограничением доступа на рынок.

Слайд 9 Не могу обойти стороной и такую проблему для предпринимателей, как некачественная подготовка чиновниками технических заданий. В 2016 году стали чаще выявляться факты, когда в процессе проведения работ выясняется, что отдельные их виды не были включены в техзадание и требуют дополнительных расходов со стороны подрядчика. Предприниматели эти расходы осуществляют, а впоследствии за эти работы с ними просто не рассчитываются.

Так было, к примеру, в 2015 году в Тутаеве при строительстве детского сада: глава МО попросил подрядчика провести дополнительные работы, не включенные в контракт, дал гарантии, а затем не смог эти работы оплатить. Сумма дополнительных расходов со стороны предпринимателя составила более 1,5 млн рублей. Стоит учесть, что если бы эти работы не были произведены, то детский сад просто не был бы сдан в эксплуатацию в установленный срок.
Уверен, что решить этот вопрос можно только повысив компетенцию сотрудников администраций муниципальных образований, обучая их, оказывая им постоянную методическую поддержку и повышая их ответственность. Такой положительный опыт в стране есть, он полностью реализован в Тюменской области.

Слайд 10 Уважаемые коллеги! Негативные экономические последствия подобной политики очевидны. Страдают не только предприниматели, но и бюджет Ярославской области и муниципальных образований. Изъятие из бюджета денег на покрытие старых долгов препятствует эффективному развитию экономики, сокращает возможность инвестирования в другие отрасли. Не стоит забывать и про судебные издержки. В абсолютном большинстве случаев предприниматели эти суды выигрывают.

Слайд 11 Как я уже сказал ранее, в настоящее время Правительством области приняты меры по оплате задолженности прошлого года. Но тенденция отсрочки оплаты теперь имеет место для контрактов, заключенных уже в этом году. Предприниматели снова вынуждены нести финансовые потери, ведь сумма задолженности – это выведенные из оборота малых и средних предприятий средства, долги по кредитным обязательствам, налогам и сборам, задержки заработной платы сотрудникам, и, как следствие, — штрафы со стороны контрольно-надзорных органов, в том числе со стороны органов прокуратуры. При этом нет института освобождения предпринимателей от ответственности (финансовой, административной, уголовной), если неисполнение ими своих денежных обязательств вызвано наличием государственного или муниципального долга по исполненному контракту.

Слайд 12 Проблему неплатежей по государственным и муниципальным контрактам нужно решать, прежде всего, на федеральном уровне. Со всеми региональными Уполномоченными нами согласован перечень предложений для проработки на федеральном уровне.

Первое. К органам власти всех уровней, которые не соблюдают обязательства в части своевременной оплаты, требуется применять более жесткие меры и санкции, нежели существующие сегодня.

Второе. Имеет смысл рассмотреть возможность исключить штрафы и пени для предпринимателей в части несвоевременного выполнения ими ряда обязательств перед сотрудниками и контрагентами, если доказано, что это вызвано отсутствием денежных средств из-за задолженности по государственным и муниципальным контрактам.

Третье. Следует ужесточить требования по финансовому обеспечению государственных и муниципальных контрактов. Определить, что средства, запланированные в бюджетах для финансирования обязательств по контрактам, а также предусмотренные на погашение долгов по исполнительным листам, не могут быть направлены на другие нужды.
Четвертое. Для надзора за законностью и динамикой исполнения публичными заказчиками своих обязательств сосредоточить «в одних руках» информацию о долгах как по принятым без замечания работам, так и по исполнительным листам. Аппарат Уполномоченного предложил эту информацию аккумулировать у прокурора субъекта Российской Федерации на основе сведений, которые будут в установленные сроки направляться финансовыми органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления через территориальных прокуроров.

И последнее. Региональные Уполномоченные предложили органам прокуратуры усилить надзор в части проверки фактов неисполнения вступивших в законную силу судебных актов и при наличии оснований привлекать виновных лиц к уголовной ответственности.

Слайд 13 По нашему мнению, сама система государственных и муниципальных закупок требует изменений. Кроме того, нужно вводить новые инструменты гарантий выполнения госконтрактов, о чем говорил в своем выступлении на совещании Б.Ю. Титов. Это и система «казначейского сопровождения» бюджетных средств, и использование казначейских аккредитивов. С 2014 года в Гражданском кодексе появился новый инструмент взаимодействия между контрагентами – договор счета эскроу. В перспективе распространение этих и других форм смогут решить проблему неоплаты государственных контрактов.

Слайд 14 Уважаемые коллеги! Сейчас исполняющий обязанности Губернатора Ярославской области Дмитрий Юрьевич Миронов и Правительство Ярославской области изыскали значительные средства для решения неотложных задач, в том числе за 1 квартал 2017 года бизнесу было возвращено более 700 млн рублей – долги, существующие с 2012 года. Бизнес положительно оценивает эти действия и надеется, что эти средства будут генерировать дополнительные денежные потоки экономики Ярославской области.

Еще раз от имени всего предпринимательского сообщества обращаюсь к Вам с просьбой держать ситуацию под контролем и принять меры для погашения задолженности уже 2017 года. На прошлой неделе Государственной Думой РФ был принят закон, устанавливающий предельный 30-дневный срок оплаты по контрактам. Закон вступит в силу в мае 2017 года и значительно ужесточит правила игры в контрактных отношениях между бизнесом и властью. Мы надеемся, это будет способствовать более ответственному отношению заказчиков к своим обязательствам.

Уважаемые участники совещания! Доверие бизнеса к власти за последние годы серьезно упало. Абсолютное большинство предпринимателей отмечают ухудшение положения дел и отсутствие стабильности в ведении бизнеса. Наше глубокое убеждение – это доверие надо возвращать. Мое сегодняшнее выступление не рассчитано на поиск виновных. Наша задача – совместно с бизнес-сообществом искать и находить ответ на вопрос «Что делать?».

Слайд 15 Коллеги, на этом у меня все. Благодарю за внимание.

Скачать презентацию Правительство 26.04.17