Уважаемые Дмитрий Юрьевич, Анна Юрьевна и участники совещания!

Прежде всего, позвольте поблагодарить Вас за возможность выступить в рамках публичных обсуждений правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Ярославской области. Реформа контрольно-надзорной деятельности, выделенная в отдельную приоритетную программу, стартовала в начале 2017 года, и мы видим, какое значение придается ей на уровне Правительства РФ. Безусловно, контроль должен быть умным и риск-ориентированным, а для бизнеса основным маркером такого контроля является количество проверок.

Я постараюсь быть кратким и отметить основные аспекты в сфере, регулируемой управлением Роспотребнадзора по Ярославской области, которые мы, как правозащитный институт, наблюдаем.

За 4 года существования в региональный аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей обратились более 4 600 представителей предпринимательского сообщества. Официальных обращений с жалобами на действия Роспотребнадзора поступило незначительное количество (7), при этом каждая затрагивает интересы предпринимателей в части привлечения к административной ответственности после проведенной проверки. Однако правом вмешательства в административное производство Уполномоченный не наделен, однако может присутствовать в качестве третьей стороны во время проведения плановых или внеплановых проверок субъектов предпринимательской деятельности. Стоит отметить, что заявители прибегают к этой возможности в исключительных случаях.

Полагаем, что возникшая ситуация является, в том числе, и следствием недостаточной информированности бизнеса. Учитывая, что изменения в законодательстве происходят постоянно, и предприниматели не всегда могут своевременно их отследить, вероятность совершения каких-либо нарушений существует всегда. Чтобы помочь бизнес-сообществу разобраться в нормативных требованиях и в том, как им соответствовать, на наш взгляд, контрольно-надзорному органу требуется усилить работу в этом направлении посредством организации горячих линий, семинаров, тренингов и информационных мероприятий для предпринимателей. Несмотря на незыблемость постулата «Незнание закона не освобождает от ответственности», нужно учитывать, что все усилия бизнеса направлены, прежде всего, на развитие собственного дела, а не на мониторинг законодательных норм.

Уважаемые коллеги! Чтобы быть объективным, мне хотелось бы познакомить Вас и с результатами социологического исследования ФСО России «Административный климат в Российской Федерации», проведенного в марте 2017 года и охватившего 60 регионов страны. Среди опрошенных – руководители предприятий малого и среднего бизнеса. Данное исследование в качестве приложения вошло в доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова Президенту РФ В.В. Путину.

По мнению респондентов, Роспотребнадзор занимает второе место (после ФНС России) среди контролирующих органов по целому ряду показателей, а именно:

  • как орган, наиболее часто осуществляющий проверки;
  • исполнение обязательных требований которого связано с наибольшим количеством издержек;
  • чьи требования создают максимальные административные барьеры для ведения предпринимательской деятельности.

При этом половина опрошенных считает, что административные наказания в той или иной степени ужесточились.

Безусловно, все вышесказанное не означает, что бизнес не нужно контролировать. Более того, в соответствии с данными управления Роспотребнадзора по Ярославской области в 2016 году количество жалоб со стороны потребителей по сравнению с 2015-ым увеличилось на 15%, при этом ¾ обращений подтверждаются. Это свидетельствует о том, что жалобы граждан небезосновательны, а проверки Роспотребнадзора лишь подтверждают факт нарушения закона. В данном контексте речь идет лишь о том, что деятельность проверяющих органов не должна наносить ущерб предпринимателям.

С учетом вышеизложенного наши предложения:

1. Федеральным ведомствам и министерствам, представляющими контрольно-надзорные органы, целесообразно подготовить реестр требований, которые субъекты предпринимательской деятельности обязаны выполнять;

2. Провести мониторинг правоприменения нормативных правовых актов контрольно-надзорных органов с целью выявления дублирующих функций;

3. Коренным образом пересмотреть порядок назначения внеплановых проверок путем внесения изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», исключив безадресный подход к назначению внеплановых проверок на территории всей Российской Федерации по поручению Правительства РФ.

В настоящее время применяется практика, когда по факту выявления отдельных нарушений некоторыми хозяйствующими субъектами структурные подразделения Правительства РФ инициируют тотальные проверки всех организаций и ИП на территории всей РФ.

Вопрос о проведении внеплановой проверки должен решаться индивидуально, при наличии соответствующих оснований (достоверные сведения о допускаемых нарушениях).

О необходимости активно проверять бизнес, исходя из категорий рисков, говорил 5 июля в ходе селекторного совещания с регионами и Председатель правительства РФ Д.А. Медведев, обсуждая реализацию приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

4. Законодательно закрепить административную и уголовную (в зависимости от тяжести последствий) ответственность должностных лиц исполнительной власти и местного самоуправления за нарушение законных прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допущенных в ходе реализации надзорных полномочий или ином вмешательстве в их хозяйственно-экономическую деятельность;

5. Необходимо законодательно определить критерии оценки эффективности деятельности надзорных структур, исключив количественные показатели (по числу выявленных правонарушений, наказанных субъектов, суммам наложенных административных штрафов и т.п.) и установить оценку их деятельности исключительно по конечному результату — уровню защищенности общества от неблагоприятных последствий процессов жизнедеятельности человека.

Уважаемые коллеги, на этом у меня все. Благодарю всех за внимание!