Добрый день, уважаемые коллеги!

Свое выступление хочу начать со слов благодарности всем вам за плодотворное сотрудничество в течение 2016 года и законодательное закрепление предложений, выработанных нами совместно с общественными объединениями предпринимателей. Я обратился к Уполномоченному при Президенте РФ с просьбой отметить Ярославскую область в своем ежегодном докладе главе государства как субъект, имеющий наиболее эффективную схему взаимодействия всех структур в вопросе защиты прав предпринимателей, и в полном объеме реализовавший на практике Указ Президента и федеральное законодательство в этой области.

Сразу скажу, что к решению вопросов, стоящих перед бизнесом, мы пытаемся привлечь не только региональные власти, но и вынести эти вопросы на федеральный уровень. Поэтому все нерешенные проблемы, о которых я буду говорить сегодня, станут предметом обсуждения на пятом Межрегиональном совещании Уполномоченных, которое пройдет в Ярославле 22 июня. Также обращаю ваше внимание на то, что руководством федеральной «ОПОРЫ РОССИИ» было принято решение о проведении в Ярославле в этот же день расширенного заседания Совета регионов, на которое съедутся представители из 85 субъектов страны. В этот же период деловыми кругами Ярославской области планируется встреча с федеральным руководством «Деловой России».

Таким образом, мы впервые соберем на одной площадке экспертов регионального и федерального уровня со всей страны, чтобы объективно проанализировать системные проблемы бизнеса и вместе предложить решения, которые впоследствии будут направлены Президенту РФ и депутатам Государственной Думы. Я обращаюсь к Правительству Ярославской области и депутатам Ярославской областной Думы с предложением создать рабочую группу по подготовке данного мероприятия.
Коллеги, о своей работе за 2016 год я отчитался перед всеми объединениями предпринимателей и Координационными советами в муниципальных образованиях области. В настоящем докладе саккумулированы все предложения бизнес-сообщества Ярославской области и учтены ваши предложения и критические замечания, высказанные на заседании Комитета по экономической политике Ярославской областной Думы.

Всего за время существования аппарата Уполномоченного мы приняли заявления от 3 736 человек, что составляет около 8% от общего количества представителей малого и среднего бизнеса в регионе. Основная тематика обращений – защита имущественных прав, вопросы контрольно-надзорной деятельности, противодействия коррупции, уголовные преследования и другие. Только в 2016 году нами зарегистрировано 859 обращений.

На слайде вы можете наблюдать динамику обращений нарастающим итогом с 2013 по 2016 годы. Как видите, кривая графика неуклонно идет вверх, а значит, проблемы, волнующие предпринимательское сообщество, нарастают.

В 2016 году мы приняли обращения из 19 муниципальных образований области. По количеству обращений по-прежнему лидирует областной центр. За отчетный период проведено 15 выездных встреч с представителями бизнеса в различных муниципальных образованиях области, дано 668 устных консультаций.

Коллеги, мне хотелось бы обратить ваше внимание на результаты исследования предпринимательского климата, проведенного в период с 20 января по 20 февраля 2017 года. Большая часть опрошенных – почти 70 % — склонны к умеренным оценкам условий для ведения бизнеса. На вопрос «Как Вы оцениваете состояние своего бизнеса по сравнению с прошлым годом?» отрицательные оценки высказали более половины опрошенных. С 2013 года этот показатель вырос на 18%, что показывает нарастание ярко выраженных негативных тенденций в бизнес-среде.

Уважаемые депутаты! В ходе моего последнего выступления на заседании Комитета по экономической политике вы просили меня четко обозначить вопросы, которые доминировали в 2016 году и негативно влияли на бизнес-среду.
Прошу обратить внимание на слайд. Здесь наглядно продемонстрированы проблемы 2015 и 2016 годов. Вынужден констатировать тот факт, что проблематика 2015 года плавно перешла в 2016-ый. Низкая доступность кредитных ресурсов, вопросы участия в закупках, наличие долгов перед предпринимателями по государственным и муниципальным контрактам, административные барьеры и ряд других проблем переходят в наших отчетах из года в год. На эти же проблемы обратила внимание в своем отчете за 2016 год прокуратура Ярославской области. О нарастании негативных факторов в бизнес-среде также свидетельствуют результаты проведенного исследования.

В 2016 году органами прокуратуры Ярославской области выявлено более 770 нарушений законодательства о защите прав предпринимателей, в целях устранения которых принимались меры прокурорского реагирования. Несмотря на прямые указания Президента РФ, число проверок по отношению к субьектам малого и среднего предпринимательства в Ярославской области продолжает расти. В этом году рост общего числа проверок составил почти 2 тысячи. Но особо нас настораживает тот факт, что количество внеплановых проверок увеличилось более чем на 4,5 тысячи. Так и хочется сказать: «А Васька слушает да ест». К сожалению, это является не только региональным, но и общефедеральным трендом, о чем федеральный Уполномоченный будет докладывать Президенту РФ.

Каждый год мы выносим на федеральный уровень наиболее резонансные проблемы, которые волнуют областных бизнесменов. В этом году одна из таких проблем – это несвоевременное исполнение обязательств по государственным и муниципальным контрактам. С предпринимателями попросту перестали рассчитываться. Влиять на эти процессы пока можно только в ручном режиме. Этот вопрос мы подняли в октябре прошлого года в ходе первого заседания Экспертного совета по противодействию коррупции в сфере предпринимательской деятельности при Уполномоченном.

В настоящее время Правительством области приняты меры по оплате задолженности прошлого года. Но, к сожалению, тенденция отсрочки оплаты теперь имеет место для контрактов, заключенных уже в этом году. Предприниматели снова вынуждены нести финансовые издержки. Я вновь обращаюсь к депутатам и членам Правительства с просьбой взять ситуацию под контроль.

Остро встал в 2016 году и вопрос некачественной подготовки технических заданий. Стали чаще выявляться факты, когда в процессе проведения работ выясняется, что отдельные их виды не были включены в техзадание и требуют дополнительных расходов со стороны подрядчика. Считаю, что решить этот вопрос можно только повысив компетенцию сотрудников муниципальных администраций, обучая их и оказывая им постоянную методическую поддержку. Такой положительный опыт в стране есть, он полностью реализован в Тюменской области.

Важность и необходимость оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов – еще одна тема, которую сегодня хотелось бы озвучить.

Уважаемые депутаты! В декабре 2015 года вы законодательно закрепили за мной задачу по противодействию коррупции в сфере предпринимательской деятельности. А поскольку бизнесу постоянно приходится сталкиваться с избыточным количеством запретов и согласований, то огромное значение в борьбе с коррупциогенными факторами приобретает процедура оценки регулирующего воздействия.

В 2016 году при Уполномоченном был создан Экспертный совет по противодействию коррупции в сфере предпринимательской деятельности. Также в октябре прошлого года мы подписали соглашения с главами практически всех муниципальных образований и определили порядок взаимодействия при проведении оценки регулирующего воздействия. Обращаю внимание, что такая процедура рекомендована федеральным центром для реализации во всех регионах.

Первые итоги этой работы заставляют задуматься: наша практика говорит о том, что почти в 50% случаев у юристов есть к документу существенные замечания либо предложение о снятии его с рассмотрения.

Нужно признать, что во многих регионах аппараты Уполномоченных по защите прав предпринимателей введены в перечень структур, проводящих оценку регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов. Еще в октябре 2016 года мы от имени аппарата направили в Правительство области мотивированное предложение по этому вопросу, обратив внимание, что это требование указов Президента и Правительства РФ. Однако получили отрицательное заключение и наши поправки Ярославской областной Думой не были поддержаны. По результатам рейтинга качества ОРВ в регионах в 2016 году Ярославская область заняла малопочетную 74 строчку из 85 возможных. Лидеров и аутсайдеров данного рейтинга вы можете видеть сейчас на слайде.

По-прежнему настаиваю, что процедурой ОРВ должны быть охвачены все муниципальные районы и городские округа области, чтобы предприниматели имели право участвовать в публичных консультациях при разработке проектов нормативных правовых актов, так или иначе затрагивающих сферу их деятельности. Уважаемые коллеги, с учетом вышесказанного прошу вас еще раз рассмотреть и поддержать наши предложения.

Еще один вопрос, который в прошлом году вызвал массовые волнения бизнеса – это пресловутая проблема нестационарной торговли. Особенно она проявилась в городе Ярославле. Отрадно отметить, что сейчас, благодаря личному участию в решении вопроса мэра города Ярославля Владимира Слепцова, идет полная перезагрузка процесса в соответствии с выработанной единой концепцией: Схема размещения дополнена и теперь включает в себя больше тысячи мест, плата за размещение НТО снижена в два раза, обнародована Концепция развития нестационарной торговли на территории города и озвучены новые правила размещения объектов.

Единственное, на чем настаивает со своей стороны аппарат Уполномоченного – чтобы этот процесс шел в строгом соответствии с законом и находился в правовом поле. Хотелось бы, чтобы подобные ошибки не повторяли главы других муниципальных образований Ярославской области. К сожалению, подобные прецеденты уже имеют место быть, к примеру, в Переславле.

Несколько слов скажу и о направлениях работы аппарата Уполномоченного на 2017 год. Не стану перечислять все, вы можете найти их в моем докладе, озвучу лишь основные.

Тема перехода на онлайн-кассы очень сложная и актуальна сейчас на всех уровнях власти. Основные проблемные зоны – срок внедрения, возможность использования на отдаленных территориях, дополнительная финансовая нагрузка на бизнес. Эта работа должна быть в поле зрения как депутатов, так и Правительства Ярославской области.

Еще одна важная тема – повышение тарифов в системе Платон и организация грузоперевозок по территории Ярославской области большегрузными автомобилями. Эти проблемы имеют экономические и социально-политические последствия. Прошу депутатов и Правительство Ярославской области сделать все необходимое для их разрешения в интересах региона бизнес-сообщества.

Особое внимание в этом году будет приковано и к определению налога на имущество предпринимателей, исчисляемому из кадастровой стоимости. Исходя из практики других регионов, могу сказать, что ошибок при начислении допускается достаточно много, есть вопросы и к перечню имущества, которое попадает под этот вид налогообложения. Нам также надо контролировать этот процесс на территории области.

В заключение мне хотелось бы отметить, что бизнес сейчас ждет от власти решения их конкретных проблем. Поэтому мне импонирует позиция обновленного состава регионального Правительства. Я согласен с тем, что накопленные проблемы надо решать сообща. Председатель Правительства Дмитрий Степаненко поддержал в прошлом году выбранный нами формат общения с предпринимателями в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор», взяв под личный контроль организацию каждой встречи. Все это придало новый импульс для тесного взаимодействия власти и бизнеса в регионе. Главная задача теперь, чтобы этот процесс не первратился в формальность. Каждое обращение должно быть рассмотрено, и решение по нему должно быть принято.

В новой стратегии социально-экономического развития региона до 2025 года «Десять точек роста» и.о. губернатора Ярославской области Дмитрий Юрьевич Миронов в числе приоритетных направлений развития отметил необходимость поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2017 году перед экономикой области стоят серьезные задачи, я бы даже сказал – амбициозные. Их успешная реализация во многом зависит от условий, созданных региональной исполнительной и законодательной властью. От того, как мы сработаем в 2017 году, зависит, вернется ли доверие к власти со стороны бизнес-сообщества. Мое глубокое убеждение – это доверие надо возвращать.Коллеги, на этом у меня все. Благодарю за внимание и готов ответить на ваши вопросы.

Скачать Презентацию ЯОД 04.04.2017