Добрый день, уважаемые коллеги!

Свое выступление я хочу начать со слов благодарности всем вам за плодотворное сотрудничество с аппаратом Уполномоченного в течение 2016 года и совместный поиск путей решения проблем, актуальных для бизнес-сообщества. Я обратился к Уполномоченному при Президенте РФ с просьбой отметить Ярославскую область в своем ежегодном докладе главе государства как субъект, имеющий наиболее эффективную схему взаимодействия всех структур в вопросе защиты прав предпринимателей, и в полном объеме реализовавший на практике Указ Президента и федеральное законодательство в этой области.

Подчеркну, что к решению вопросов, стоящих перед бизнесом, мы пытаемся привлечь не только региональные власти, но и вынести эти вопросы на федеральный уровень. Поэтому все нерешенные проблемы, о которых я буду говорить сегодня, станут предметом обсуждения на пятом Межрегиональном совещании Уполномоченных, которое пройдет в Ярославле 22 июня, а также в ходе планируемой встречи Уполномоченного при Президенте РФ Б.Ю. Титова с Губернатором Ярославской области Д.Ю. Мироновым 19 апреля. В этот день Борис Юрьевич будет с официальным визитом в Ярославской области, примет участие в выездном совещании Генеральной Прокуратуры и проведет открытый прием предпринимателей по системным проблемам в своей Общественной приемной в городе Ярославле. Также довожу до вашего сведения, что руководством федеральной «ОПОРЫ РОССИИ» было принято решение о проведении в Ярославле 22-23 июня расширенного заседания Совета регионов, на которое съедутся представители из 85 субъектов страны. В этот же период деловыми кругами Ярославской области планируется встреча с федеральным руководством «Деловой России».

Таким образом, мы впервые соберем на одной площадке экспертов регионального и федерального уровня со всей страны, чтобы объективно проанализировать системные проблемы бизнеса и вместе предложить решения, которые впоследствии будут направлены Президенту РФ и депутатам Государственной Думы. Я обратился к Правительству Ярославской области и депутатам Ярославской областной Думы с предложением создать рабочую группу по подготовке данного мероприятия. Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин принял решение лично возглавить объединенную команду «ОПОРЫ РОССИИ» на XIV Всероссийском туристическом слете предпринимателей «Содружество», который пройдет в Ярославской области в эти же дни.

Коллеги, о своей работе за 2016 год я отчитался перед всеми объединениями предпринимателей и Координационными советами в муниципальных образованиях региона, поэтому в настоящем докладе саккумулированы все предложения бизнес-сообщества Ярославской области.

Всего за время существования аппарата Уполномоченного мы приняли заявления от 3 736 человек, что составляет около 8% от общего количества представителей малого и среднего бизнеса в регионе. Основная тематика обращений – защита имущественных прав, вопросы контрольно-надзорной деятельности, противодействия коррупции, уголовные преследования и другие. Только в 2016 году нами зарегистрировано 859 обращений.

На слайде вы можете наблюдать динамику обращений нарастающим итогом с 2013 по 2016 годы. Как видите, кривая графика неуклонно идет вверх, а значит, проблемы, волнующие предпринимательское сообщество, нарастают.

В 2016 году мы приняли обращения из 19 муниципальных образований области. По количеству обращений по-прежнему лидирует областной центр. За отчетный период проведено 15 выездных встреч с представителями бизнеса в различных муниципальных образованиях области, дано 668 устных консультаций.

Коллеги, мне хотелось бы обратить ваше внимание на результаты исследования предпринимательского климата, проведенного в период с 20 января по 20 февраля 2017 года. Они размещены на интернет-сайте Уполномоченного. Большая часть опрошенных – почти 70 % — склонны к умеренным оценкам условий для ведения бизнеса. На вопрос «Как Вы оцениваете состояние своего бизнеса по сравнению с прошлым годом?» отрицательные оценки высказали более половины опрошенных. С 2013 года этот показатель вырос на 18%, что показывает нарастание ярко выраженных негативных тенденций в бизнес-среде.

Прошу обратить внимание на слайд. Здесь наглядно продемонстрированы проблемы 2015 и 2016 годов. Вынужден констатировать тот факт, что проблематика 2015 года плавно перешла в 2016-ый. Низкая доступность кредитных ресурсов, вопросы участия в закупках, наличие долгов перед предпринимателями по государственным и муниципальным контрактам, административные барьеры и ряд других проблем переходят в наших отчетах из года в год. На эти же проблемы обратила внимание в своем отчете за 2016 год прокуратура Ярославской области. О нарастании негативных факторов в бизнес-среде также свидетельствуют результаты проведенного исследования.

В 2016 году органами прокуратуры Ярославской области выявлено более 770 нарушений законодательства о защите прав предпринимателей, в целях устранения которых принимались меры прокурорского реагирования. Несмотря на прямые указания Президента РФ, число проверок по отношению к субъектам малого и среднего предпринимательства в Ярославской области продолжает расти. В этом году рост общего числа проверок составил почти 2 тысячи. Но особо нас настораживает тот факт, что количество внеплановых проверок увеличилось более чем на 4,5 тысячи. Так и хочется сказать: «А Васька слушает да ест». К сожалению, это является не только региональным, но и общефедеральным трендом, о чем федеральный Уполномоченный будет докладывать Президенту РФ.

Каждый год мы выносим на федеральный уровень наиболее резонансные проблемы, которые волнуют областных бизнесменов. В этом году одна из таких проблем – это несвоевременное исполнение обязательств по государственным и муниципальным контрактам. С предпринимателями попросту перестали рассчитываться. Влиять на эти процессы пока можно только в ручном режиме, что мы и делаем. Этот вопрос мы подняли в октябре прошлого года в ходе первого заседания Экспертного совета по противодействию коррупции в сфере предпринимательской деятельности при Уполномоченном. По поручению Б.Ю. Титова, согласованного с Генеральным Прокурором Юрием Яковлевичем Чайкой, я выступлю с докладом от имени региональных Уполномоченных на выездном совещании Генеральной Прокуратуры 19 апреля, где озвучу предложения аппарата Уполномоченного и общественных объединений предпринимателей по данной проблеме.

В настоящее время Правительством области приняты меры по оплате задолженности прошлого года. Но, к сожалению, тенденция отсрочки оплаты теперь имеет место для контрактов, заключенных уже в этом году. Предприниматели снова вынуждены нести финансовые издержки.

Остро встал в 2016 году и вопрос некачественной подготовки технических заданий. Стали чаще выявляться факты, когда в процессе проведения работ выясняется, что отдельные их виды не были включены в техзадание и требуют дополнительных расходов со стороны подрядчика. Считаю, что решить этот вопрос можно только повысив компетенцию сотрудников муниципальных администраций, обучая их и оказывая им постоянную методическую поддержку. Такой положительный опыт в стране есть, он полностью реализован в Тюменской области.

Важность и необходимость оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов – еще одна тема, которую сегодня хотелось бы озвучить.

В декабре 2015 года за аппаратом Уполномоченного была законодательно закреплена задача по противодействию коррупции в сфере предпринимательской деятельности. А поскольку бизнесу постоянно приходится сталкиваться с избыточным количеством запретов и согласований, то огромное значение в борьбе с коррупциогенными факторами приобретает процедура оценки регулирующего воздействия.

В 2016 году при Уполномоченном был создан Экспертный совет по противодействию коррупции в сфере предпринимательской деятельности. Также в октябре прошлого года мы подписали соглашения с главами практически всех муниципальных образований и определили порядок взаимодействия при проведении оценки регулирующего воздействия. Обращаю внимание, что такая процедура рекомендована федеральным центром для реализации во всех регионах.

Первые итоги этой работы заставляют задуматься: наша практика говорит о том, что почти в 50% случаев у юристов есть к документу существенные замечания либо предложение о снятии его с рассмотрения.

Нужно признать, что во многих регионах аппараты Уполномоченных по защите прав предпринимателей введены в перечень структур, проводящих оценку регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов. Еще в октябре 2016 года мы от имени аппарата направили в Правительство области мотивированное предложение по этому вопросу, обратив внимание, что это требование указов Президента и Правительства РФ. Однако получили отрицательное заключение и наши поправки Ярославской областной Думой не были поддержаны. По результатам рейтинга качества ОРВ в регионах в 2016 году Ярославская область заняла малопочетную 74 строчку из 85 возможных. Лидеров и аутсайдеров данного рейтинга вы можете видеть сейчас на слайде.

По-прежнему настаиваю, что процедурой ОРВ должны быть охвачены все муниципальные районы и городские округа области, чтобы предприниматели имели право участвовать в публичных консультациях при разработке проектов нормативных правовых актов, так или иначе затрагивающих сферу их деятельности.

Еще один вопрос, который в прошлом году вызвал массовые волнения бизнеса – это пресловутая проблема нестационарной торговли. Особенно она проявилась в городе Ярославле. Отрадно отметить, что сейчас, благодаря личному участию в решении вопроса мэра города Ярославля Владимира Слепцова, идет полная перезагрузка процесса в соответствии с выработанной единой концепцией: Схема размещения дополнена и теперь включает в себя больше тысячи мест, плата за размещение НТО снижена в два раза, обнародована Концепция развития нестационарной торговли на территории города и озвучены новые правила размещения объектов.

Единственное, на чем настаивает со своей стороны аппарат Уполномоченного – чтобы этот процесс шел в строгом соответствии с законом и находился в правовом поле. Хотелось бы, чтобы подобные ошибки не повторяли главы других муниципальных образований Ярославской области. К сожалению, подобные прецеденты уже имеют место быть, к примеру, в Переславле.

Несколько слов скажу и о направлениях работы аппарата Уполномоченного на 2017 год. Не стану перечислять все, вы можете найти их в моем Ежегодном докладе, также размещенном на нашем интернет-сайте, озвучу лишь основные.

Тема перехода на онлайн-кассы очень сложная и актуальна сейчас на всех уровнях власти. Основные проблемные зоны – срок внедрения, возможность использования на отдаленных территориях, дополнительная финансовая нагрузка на бизнес. Эта работа должна быть в поле зрения как депутатов, так и Правительства Ярославской области.

Еще одна важная тема – повышение тарифов в системе Платон и организация грузоперевозок по территории Ярославской области большегрузными автомобилями. Эти проблемы имеют экономические и социально-политические последствия. В ходе своего визита Б.Ю. Титов примет представителей транспортных предприятий Ярославской области и обсудит с ними те предложения, которые впоследствии будут доведены до руководства страны. Эти предложения ранее были высказаны депутатам Ярославской областной Думы и Правительству Ярославской области. Считаю необходимым принять исчерпывающие меры для решения высказанных перевозчиками проблем.

Особое внимание в этом году будет приковано и к определению налога на имущество предпринимателей, исчисляемому из кадастровой стоимости. Исходя из практики других регионов, могу сказать, что ошибок при начислении допускается достаточно много, есть вопросы и к перечню имущества, которое попадает под этот вид налогообложения. Нам со стороны общественных объединений также надо контролировать этот процесс на территории области.

Мне хотелось бы отметить, что бизнес сейчас ждет от власти решения их конкретных проблем. Поэтому мне импонирует позиция обновленного состава регионального Правительства. Я согласен с тем, что накопленные проблемы надо решать сообща. Председатель Правительства Дмитрий Степаненко поддержал в прошлом году выбранный нами формат общения с предпринимателями в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор», взяв под личный контроль организацию каждой встречи. Все это придало новый импульс для тесного взаимодействия власти и бизнеса в регионе. Главная задача теперь, чтобы этот процесс не превратился в формальность. Каждое обращение должно быть рассмотрено, и решение по нему должно быть принято.

Уважаемые члены Координационного Совета! В заключение своего доклада хочу обратить Ваше внимание еще на один негативный тренд, который проявился в ходе исследования. Это отношение бизнес-сообщества к деятельности общественных объединений предпринимателей и работе Координационных Советов всех уровней. В этом году, по мнению предпринимателей, эффективность институтов взаимодействия власти и бизнеса значительно снизилась. Этим цифрам можно доверять или не доверять, но тенденция налицо: предприниматели перестают верить в возможность общественных объединений как площадок, на которых можно решить те или иные проблемы. В ходе опроса более 1/3 респондентов заявили, что не знают никаких организаций, которые защищали бы их интересы; 21% отметили только деятельность «ОПОРЫ РОССИИ»; 12% — Торгово-промышленной палаты; все остальные общественные объединения предпринимателей, в том числе и Общественная палата Ярославской области, получили менее 2%. Стоит отметить тот факт, что список бизнес-ассоциаций, которые на слуху у предпринимателей, покинули «Деловая Россия» и «Движение предпринимателей-налогоплательщиков». Практически прекратили любую активность, за исключением Даниловского района, муниципальные предпринимательские объединения. Диалог с властью с общественных площадок и площадок Координационных Советов постепенно перемещается на территорию самой власти.

Увеличение количества обратившихся в аппарат Уполномоченного, в том числе процента тех, кто одобряет нашу деятельность, также подтверждает эту тенденцию. В ходе своего отчета в Ярославской областной Думе я уже отметил, что среди Уполномоченных появилось уже крылатое выражение – «одни чиновники исправляют ошибки других чиновников». На мой взгляд, это крайне негативная тенденция, которая меня совсем не радует. Снижение активности общественных объединений предпринимателей в конечном итоге приведет к тому, что не останется ни одной площадки, на которой можно будет обсудить те или иные проблемы бизнеса и совместно с властными структурами принять решения, в каком направлении двигаться.

Поэтому еще раз подчеркну: для эффективного решения задач, стоящих сегодня перед бизнес-сообществом, требуется совместная и целенаправленная работа как органов власти всех уровней, так и общественных бизнес-объединений. Предлагаю эти вопросы обсудить на круглом столе «Взаимодействие бизнеса и власти в реализации стратегии социально-экономического развития Ярославской области «10 точек роста», который пройдет 23 мая в рамках Дня предпринимателя.
Я очень рад, что первое в этом году заседание Совета состоялось и надеюсь, что наши встречи с целью обсуждения и решения проблем предпринимательского сообщества в подобном формате станут регулярными, как того и требует федеральное законодательство.

Коллеги, на этом у меня все. Благодарю за внимание и готов ответить на ваши вопросы.