Уважаемые коллеги, добрый день!

Заставка Заявленная тема моего выступления – итоги работы аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области в 2021 году. Однако мне не хотелось бы останавливаться на своем ежегодном отчете подробно, как я это делаю всегда, по двум причинам.

Во-первых, львиная доля обращений к нам поступает преимущественно от малого и среднего бизнеса, а вы, представители промышленных предприятий, все-таки несколько иная целевая аудитория. Во-вторых, события последней недели и складывающаяся геополитическая обстановка вывели на первый план иные проблемы. Поэтому я очень коротко остановлюсь на цифрах по итогам нашей работы в прошлом году, а потом предлагаю обсудить пути решения ключевых проблем в целях стабилизации сложившейся ситуации в экономике.

Слайд 2 В 2021 году ко мне поступило 977 обращений — это устные и письменные жалобы от физических и юридических лиц, обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия и другие.

Также в прошлом году в рамках рассмотрения поступивших обращений предпринимателей принято участие в 29 судебных заседаниях судов различных инстанций. По результатам рассмотрения дел в судах в пользу 5 заявителей из 11 обратившихся были вынесены положительные решения. Хочу отметить, что большинство дел касались земельных и арендных споров по нестационарным торговым объектам.

Кроме того, в 2021-ом мы провели ряд крупных мероприятий регионального и межрегионального уровня, немало внимания уделяли правовому просвещению предпринимателей. Общее количество предпринимателей, которые приняли участие в образовательных мероприятиях, проведенных Уполномоченным, составило более 250 человек.

Слайд 3 На основании поступивших в 2021 году жалоб мы можем выделить топ-5 ключевых сфер, где наблюдается наибольшая концентрация обращений. Это:

— имущественные, земельные и арендные отношения (17,8% от общего числа обращений);

— государственные и муниципальные закупки (15,6% обращений от общего количества);

— налогообложение (10,4% обращений от общего количества);

— проблемы в сфере ЖКХ, тарифов и естественных монополий (7,4% от общего числа обращений);

— уголовное преследование предпринимателей (9,4% от общего числа обращений).

Также в 2021 году заявила о себе еще одна системная для малого бизнеса проблема, которая вызвала наибольший общественный резонанс, — это проблема объектов дорожного сервиса на автомобильной трассе федерального значения М8 «Холмогоры».

Не стоит списывать со счетов и транспортную реформу в Ярославле. Этот вопрос впервые был поднят еще в конце 2020 года, а в 2021-ом встал ребром в связи с тем, что многие ярославские перевозчики оказались не у дел. Я абсолютно уверен, что если бы в эту проблему не вмешался врио Губернатора Михаил Евраев, город ждал бы транспортный коллапс. Не будем сегодня обсуждать, плохие или хорошие решения были приняты, но то, что абсолютное большинство перевозчиков региона пострадали – с этим трудно спорить.

Но, коллеги, мне хотелось бы обсудить с вами то, что волнует сегодня весь российский бизнес. Проще говоря, как нам жить и работать дальше, чтобы удержаться на плаву, сохранить рабочие места и по возможности доходность. Искренне надеюсь, что по итогам нашей встречи выработанные решения и предложения не останутся «на словах». Мы, со своей стороны, планируем довести их до властных структур, способных принимать ключевые решения.

Позвольте мне сейчас озвучить те «слабые места», по которым решения должны быть приняты незамедлительно.

Слайд 4 Первое. Тарифы на электроэнергию и высокая доля перекрестного субсидирования.

Слайд 5   Впервые эту тему мы озвучили еще в 2013 году. И с тех пор ежегодно обсуждаем эти вопросы на межрегиональных совещаниях уполномоченных. Подготовлена масса аналитических справок, которые направлялись в правительственные структуры. В 2020 году по итогам проведенного в г. Ярославле межрегионального совещания Уполномоченных я от имени более чем 70 регионов страны обращался в адрес председателя Правительства РФ М.В. Мишустина с предложением по стабилизации ситуации, связанной с неконтролируемым ростом затрат бизнеса на электроэнергию.

Правительство  РФ признало имеющуюся проблему и высокую долю перекрестного субсидирования в связи с активным развитием электросетевого хозяйства в отдаленных регионах страны и реализацией крупных инвестпроектов. Однако, несмотря на внесенные 17 февраля этого года изменения предельной величины перекрестного субсидирования, в Ярославской области она снизилась совсем незначительно — с 2, 844 млрд рублей  до 2,843 млрд рублей.

Стоит отметить, что Правительством РФ периодически делаются попытки по избавлению такой составляющей и доведению стоимости электроэнергии до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения. Однако реальных результатов, приближающих к поставленной цели, мы не видим. Именно поэтому, коллеги,  мы просим вас поддержать наши предложения от имени Экономсовета и отправить соответствующее обращение как в адрес органов власти региона, таки Правительства РФ. Мое мнение – государство не должно перекладывать социальную защиту населения на бизнес. Перекрестное финансирование должно стать заботой государства.

Слайд 6 Второе (то, о чем мы говорим, начиная с 2019 года). Завышенная кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Слайд 7 В 2019 году процедурой оценки было охвачено около 1,5 миллионов объектов недвижимости Ярославской области. В среднем, увеличение кадастровой стоимости произошло в 2,5-3 раза. Однако отдельные результаты оценки показывают увеличение стоимости в десятки раз. В ряде случаев это оправдано, и новая кадастровая стоимость действительно приблизилась к рыночной.

Слайд 8 Более точные цифры вы можете видеть на слайде (ПАУЗА).

Слайд 9 Однако по ряду объектов мы видим, что результаты государственной кадастровой оценки далеки от объективных. Это подтверждают и итоги ее оспаривания в специально созданной комиссии и в судах.

Так, по информации департамента имущественных и земельных отношений, по итогам рассмотрения комиссией поступивших заявлений от собственников о пересмотре, среднее снижение кадастровой стоимости в 2020 году составило 57%, а в 2021-ом – 39%.

Что касается рассмотрения споров в судах, то в 2020-2021 гг. в производство Ярославского областного суда поступило 888 заявлений, количество объектов – 2 656. 804 заявления (или 97%) были удовлетворены в пользу предпринимателей, 66 находятся на стадии рассмотрения. При этом среднее снижение кадастровой стоимости в 2020 году составило 41%, а в 2021 году – 46%.

Почему я заостряю на этом внимание? Потому что рост кадастровой стоимости объектов недвижимости повлек за собой увеличение налогооблагаемой базы, что в результате отразилось на величине налога на имущество.

Слайд 10 И отсюда вытекает третье наше предложение – снижение налоговых ставок.

Слайд 11 Коллеги, необходимо создать гибкую систему налогообложения, установить экономически обоснованные ставки налогов.

Слайд 12 На время неблагоприятной экономической обстановки предлагаем пересмотреть размер страховых взносов и установить на уровне 15% для всех предпринимателей, независимо от того малый ли это бизнес, средний или крупный. С такой инициативой уже выступил в своем обращении к М.В. Мишустину федеральный бизнес-омбудсмен Борис Юрьевич Титов.

Еще одно предложение промышленников — снизить ставку НДС в 2 раза и изменить механизм оплаты: оплачивать налог с уже поступивших на счет денег, по факту оплаты.

Следующее наше предложение – снижение стоимости патента, прежде всего, для малого бизнеса в 2 раза до конца 2022 года.

Также очень актуальным для малого бизнеса является вопрос сохранения дифференцированных ставок по упрощенной системе налогообложения для бывших «вмененщиков» в перспективе до 2024 года. На мой взгляд, мы блестяще отработали эту тему с Правительством области, прежде всего, с финансовым блоком, в прошлом году. Все предложения аппарата Уполномоченного были поддержаны и Правительством, и областной Думой. В декабре прошлого года изменения в закон об УСН были внесены, и на 2022 год утверждены ставки в размере 2,5% и 7%. Продление дифференцированных ставок позволит оптимизировать налоговую нагрузку на предпринимателей, что немаловажно в сложившейся ситуации. Этого решения бизнес очень ждет.

Слайд 13 Четвертое – риск роста безработицы.

Слайд 14 Санкции, ограничение экспорта и импорта товаров и услуг, снижение валютной выручки неминуемо скажутся на доходах предприятий. На фоне санкционных рисков западные компании сворачивают производство в России, нехватка импортных комплектующих и перебои в поставках могут навредить и нашему бизнесу.

Государство уже отреагировало на данное событие путем продления «зарплатной» программы кредитования ФОТ 3.0 (на эти нужды планируется дополнительно выделить 6,2 млрд рублей). Проблемой, связанной с рисками безработицы, занимается оперативный штаб под руководством М.Ю. Мишустина, но конкретных мер реагирования чиновники еще не раскрыли. К тому же, пока о сокращениях публично не объявила ни одна компания.

Не стоит забывать, что ответственность за состояние рынка труда несут не только федеральные органы власти, но и регионы. Поэтому мы ожидаем с их стороны создания условий по обеспечению стабильности в этой сфере.

Слайд 15 Пятое. Докапитализация фондов для оказания финансовой поддержки бизнесу в условиях санкций.

Слайд 16 В 2020-2021 гг. по результатам опросов прямые невозвратные субсидии в связи с ковидными ограничениями были признаны бизнесом как наиболее эффективная мера поддержки. Уверен, что и в условиях сегодняшнего экономического кризиса эта мера должна быть первоочередной.

В связи с этим предлагаем рассмотреть снижение действующих ставок по программам кредитования и увеличение сроков погашения кредитов.

Слайд 17 Шестое. Усиление контроля за реализацией основных направлений экономической политики в стране, а также за отдельными поручениями по мерам поддержки.

Слайд 18 Уже сегодня в связи с увеличением ключевой ставки ЦБ РФ местные застройщики задаются вопросом, как будет решаться вопрос с падением ипотечного спроса и его влиянием на застройщиков. То, что рынок недвижимости в ближайшее время существенно изменится, — факт. Среди предложений экспертов по поддержке этой отрасли – субсидирование ставок по проектному финансированию, госзаказ на строительство массового соцжилья, снижение стоимости кредитов для застройщиков и ряд других.

Повсеместны случаи одностороннего изменения ставки по кредитному договору со стороны банков. Один из предпринимателей уже обратился в мой адрес, перенаправив письмо одного из банков: финансовое  учреждение информирует об увеличении ставки по кредиту в 2 раза в связи с повышением ключевой ставки Центробанка. Считаю, что такие шаги в данной ситуации – это прямое неисполнение поручений Президента и указаний Главы ЦБ РФ.

Конечно, банки сейчас тоже оказались в критической ситуации, и это нельзя не принимать во внимание. На наш взгляд, необходимо либо предоставить субсидии предприятиям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, либо разработать механизм компенсации банкам, чтобы те не повышали ставки по ранее выданным кредитам.

Еще раз повторюсь — такие вопросы нужно обязательно держать на контроле, чтобы своевременно докладывать о возникающих проблемах руководству страны. Сейчас перед уполномоченными по защите прав предпринимателей в регионах поставлена задача мониторинга ситуации в этой сфере, чем мы и будем заниматься в ближайшее время. Важно, чтобы при возникновении проблем бизнес сообщал нам об этом. В нашем аппарате организована «горячая линия» — тел. (4852) 78-56-03, позвонив по которому вы можете сообщить о возникшей проблеме и получить консультацию по интересующему вопросу.

Слайд 19 Седьмое. Приостановка экспериментов по введению обязательной маркировки отдельных групп товаров, сроки введения обязательных требований по маркировке предлагаем отложить до конца года.

Слайд 20 Как известно, введение маркировки влечет за собой незначительный рост цен, а в сегодняшних условиях, когда повышение цен на товары и услуги неминуемо и без маркировки, это станет еще одним негативным фактором. Более того, многие предприниматели жалуются на то, что программы для маркировки регулярно обновляются, соответственно, предпринимателям приходится содержать целый штат дорогих программистов, чтобы своевременно реагировать на эти изменения. Сейчас, когда перед бизнесом стоят гораздо более важные задачи, все эти процессы можно временно поставить на паузу.

Буквально вчера прошла информация, что Правительство рассматривает послабления по маркировке для бизнеса. В частности, предложено дать дополнительные несколько месяцев на подготовку к маркировке молочной продукции общепиту и фермерам.

Слайд 21 И, наконец, восьмое. Снижение уголовного пресса в отношении бизнеса.

Слайд 22 В своей деятельности я неоднократно сталкивался с уголовным преследованием в отношении предпринимателей.  В настоящее время принят ряд поправок в УПК РФ, которые запрещают принимать в отношении руководителей предприятий меру пресечения в виде содержания под стражей по делам, возбужденным по экономическим статьям. Это очень позитивный момент, который позволяет сохранить жизнеспособность предприятия.

Однако, вопреки здравому смыслу, уголовные дела по результатам их рассмотрения судами влекут санкции в виде лишения свободы для руководителей. И в данной ситуации не играет существенной роли, погашен ли ущерб, нанесенный пострадавшей стороне, признано ли виновным лицом преступление и возмещены все убытки. Даже при условии устранения негативных последствий, обвинительный приговор суда выносится в 99% случаев.

В моей практике есть такие примеры. Считаю это в корне неправильным и полагаю, что настало время объявить амнистию по некоторым видам экономических преступлений, дабы позволить предпринимателям продолжать свою деятельность и укреплять экономику страны без риска оказаться за решеткой.

Слайд 23 Коллеги! Справедливости ради нужно сказать, что ряд мер по поддержке бизнеса уже предпринят на федеральном уровне. Разработаны меры поддержки ИТ-отрасли, аграриев и других, введен мораторий на плановые проверки ИП и малого бизнеса до конца года, планируется продлить сроки уплаты налогов на федеральном и региональном уровнях.  Но мы ждем второго, а возможно и третьего пакета мер поддержки, потому что озвученные, откровенно говоря, пока не слишком соответствуют запросам предпринимательского сообщества.

Слайд 24 Для реализации и подробной проработки всех предложений нам необходимо активное участие нового Правительства области, депутатов Ярославской областной Думы и, конечно, всего бизнес-сообщества. Давайте активизируем работу общественных объединений бизнеса и координационных советов по малому и среднему предпринимательству, создадим рабочие группы по ряду приоритетных, отраслевых направлений. Без активной позиции и запроса от бизнеса в адрес властных структур на изменение ситуации у нас мало что получится. Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Слайд 25 Благодарю за внимание и предлагаю высказать вашу позицию по предлагаемым мерам.

Презентация_РСПП