Добрый день,  уважаемые коллеги!

Заставка Тему моего сегодняшнего выступления можно обозначить как «Ключевые проблемы бизнеса-2019 и пути их решения». В соответствии с областным законом 25-з «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей» ежегодно в марте я отчитываюсь о своей работе перед депутатами Ярославской областной Думы, а затем представляю свой доклад Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титову. Так сложилось, что накануне отчета в Думе я стараюсь обсудить отчетный доклад с предпринимателями в муниципальных районах области. Мое сегодняшнее выступление перед  вами – второе по счету (с утра я побывал в Мышкине), и я вкратце хотел бы обозначить статистику и главные проблемы предпринимателей области, которые мы имеем по итогам 2019 года.

Слайд 2  Итак, общее количество обращений в наш аппарат – 724. Эта цифра складывается из трех показателей:

— письменные жалобы, заявления, предложения от предпринимателей – их 229.

— устные обращения, поступившие к общественным помощникам Уполномоченного и в наш аппарат, – их 305. Для нас это тоже немаловажная часть работы, потому что по тем или иным причинам далеко не все заявители готовы составить письменную жалобу, поэтому ограничиваются устными консультациями юристов аппарата, руководителя Общественной приемной Уполномоченного или общественных помощников.

— и, наконец, проекты нормативных правовых актов, поступивших к нам на процедуру оценки регулирующего воздействия. В 2019 году их 190.

В прошлом году у нас рекордное количество заявителей – 3 357 человек, это связано с большим количеством коллективных обращений. Только под обращением против закрытия  торгового комплекса «Аквилон» на ул. Труфанова свои подписи оставили более 2200 предпринимателей и жителей Дзержинского района Ярославля.

В целом за 6 лет работы, с 2013 по 2019 годы, в мой адрес поступило порядка 4 600 обращений от 9 900 заявителей.

Слайд 3 Еще одна значимая часть нашей работы – защита прав предпринимателей в судах. Нужно понимать, что суды — это крайняя мера, к которой приходится прибегать, если решить проблему заявителя путем переговоров с органами власти не удается. В прошлом году юристы нашего аппарата приняли участие в 16 судебных заседаниях по 12 делам административного и уголовного характера. Их результатом стали 8 судебных решений в пользу предпринимателей.

Из положительной судебной практики в 2019 году стоит отметить изменение меры пресечения для предпринимателя с содержания в СИЗО на домашний арест, помощь в сохранении торговых ларьков в тяжбе между предпринимателями и мэрией Ярославля, помощь крестьянско-фермерскому хозяйству из Гаврилов-Ямского района в возвращении лицензии на недропользование.

Еще одним значимым результатом работы стало решение Верховного Суда РФ, который поставил точку в практически двухлетнем споре между Правительством региона и предпринимателями. Речь идет о постановлении Правительства Ярославской области № 480-п, на основании которого платежи за сверхнормативный сброс сточных вод в централизованные системы водоотведения возросли для предприятий  более чем в 30 раз. Благодаря позиции Верховного Суда платежи для предпринимателей были значительно снижены.

Слайд 4 Теперь несколько слов о развитии института общественных представителей Уполномоченного в муниципальных образованиях Ярославской области. Структуру института Уполномоченного вы можете видеть сейчас на слайде. Стоит сказать, что общественные помощники вносят большой вклад в работу нашего аппарата – по предварительным данным, к ним поступило порядка 300 обращений от бизнеса региона.

Слайд 5 В начале 2019 года мы провели своеобразную ревизию института общественных помощников Уполномоченного, результатом которой стало назначение 28 общественных помощников как по различным направлениям деятельности, так и непосредственно в муниципальных районах. Из этих 28 человек 14 сотрудничают с нами уже не первый год, остальные 14 являются новичками. Это представители Уполномоченного в Тутаевском, Любимском, Некрасовском, Гаврилов-Ямском районах, в г. Рыбинске, общественные помощники в сфере кадастра и имущественных отношений, в сфере антитеррористической безопасности и 9 представителей адвокатского сообщества.

Слайд 6 Что касается последних, то сотрудничество с ними стало возможным после подписания соглашений с Адвокатской палатой Ярославской области и Коллегией адвокатов «Линия защиты». На нашем официальном сайте в разделе «Общественные институты» размещены контакты адвокатов, которые работают с нами на общественных началах. Это значит, что любой предприниматель из муниципального района может получить грамотную первичную консультацию, не приезжая в Ярославль к нашим юристам.

Институт общественных представителей Уполномоченного мы продолжим формировать и в 2020 году, чтобы максимально упростить доступ предпринимателей к правовой поддержке в каждом муниципальном образовании области.

Слайд 7 Теперь предлагаю перейти непосредственно к теме нашего доклада, а именно к ключевым проблемам бизнеса-2019.

В 2019 году аппаратом Уполномоченного были организованы рабочие поездки в большинство муниципальных образований области, проведено 29 встреч с бизнесом.

Большинство поступивших к нам обращений, как и в 2018 году, касаются сфер налогообложения, жилищной сферы, электроэнергии и ЖКХ, задолженности по государственным (муниципальным) контрактам и земельных отношений. Лидерство сохраняет так называемая «тройка» проблем – они актуальны для всех без исключения предпринимателей региона. Речь идет об итогах государственной кадастровой оценки недвижимости, предстоящей с 2021 года отмене ЕНВД и повышении тарифов на электроэнергию. Кроме этого, к ключевым проблемам бизнеса мы добавили еще две, не менее актуальные, — это необъективная стоимость услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также введение обязательной маркировки товаров и проблемы, связанные с внедрением данной системы

Справедливости ради стоит отметить, что все эти темы являются болезненными и для предпринимателей из других регионов  России. Вкратце я хотел бы обрисовать важность этих проблем для бизнеса, хотя, думаю, присутствующие в зале представители бизнес-сообщества осведомлены об этом не хуже меня.

Слайд 8 Итак, первая проблема — государственная кадастровая оценка объектов недвижимости. Большинство вопросов, связанных с результатами кадастровой оценки, было озвучено предпринимателями, которые относятся к категории малого бизнеса. В ходе совещаний в районах они неоднократно заявляли о несоразмерности кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости и о том, что реализовать их по новой стоимости они не смогут. Но самое главное, что предприниматели не смогут оплачивать налог на имущество и земельный налог, которые порой несоизмеримы с получаемыми доходами.

Все вы знаете, что, начиная с 2020 года, результаты кадастровой оценки будут применяться для исчисления имущественного налога как для физических лиц, так и для предпринимателей. Поэтому в свете возросшей – в некоторых случаях в несколько раз – кадастровой стоимости, закономерно, что возрастет и сумма имущественного налога, которую предприниматель должен заплатить в бюджет.

Слайд 9 Следующая проблема – повышение платы за электроэнергию. По информации предпринимателей нашей области, во 2-ом полугодии 2019 года произошло ее увеличение на 12,5%. Одним из факторов, повлиявших на рост тарифа, стало изменение сбытовых надбавок гарантирующего поставщика в связи с неравномерным распределением уровня сбытовых надбавок по полугодиям. Общий эффект таких «качелей» привел к тому, что сбытовая надбавка гарантирующего поставщика увеличилась на 405% и стала составлять в Ярославской области 94 копейки вместо 26 копеек. Тариф на электроэнергию в Ярославской области для предпринимателей первой ценовой категории на низком напряжении превысил 9,5 рублей за киловатт, став самым высоким в Центральном федеральном округе.

Еще один момент, который влияет на величину тарифа, — это перекрестное субсидирование, затраты на которое также включены в тариф.  Кстати, сейчас идет речь о том, что проблема «перекрестки» наконец-то решена, и порядок в сфере тарифов по передаче электроэнергии наконец-то будет наведен.

Слайд 10 Третья ключевая проблема 2019 года – это предстоящая отмена Единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Согласно позиции Министерства финансов РФ, основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов продление действия системы налогообложения в виде ЕНВД не предусмотрено. Однако существующая экономическая обстановка не позволяет отказаться от ЕНВД без ущерба для бизнеса, потому что альтернативные режимы предпринимателям пока не предложены, — только в нашей области данный налоговый режим используют около 26% субъектов малого предпринимательства. В нынешних условиях отмена ЕНВД приведет к сокращению числа малого бизнеса, спровоцирует рост безработицы и сократит доходы бюджетов муниципальных образований.

Слайд 11 Четвертая проблема — необъективная стоимость услуг регионального оператора по обращению с ТКО.

Согласно поступившим в 2019 году обращениям, на высокую стоимость услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами влияют два условия. Во-первых, это возросший тариф на оказание услуг по вывозу ТКО, величина которого многократно увеличилась в связи с новым порядком отбора регионального оператора, а также в связи с изменением системы обращения с ТКО на территории области. Во-вторых, это установленные Приказом областного департамента охраны окружающей среды и природопользования нормативы накопления твердых коммунальных отходов, которые в ряде случаев многократно превышают объемы фактического образования.

Нужно отметить, что департамент уже обращался в адрес Минприроды России по вопросу актуализации физических показателей объектов предпринимательской деятельности, которые влияют на расчет нормативов накопления ТКО, однако ответа из ведомства не последовало. В ежегодном докладе мы рекомендуем департаменту повторно обратиться в адрес Минприроды. В частности, для определения норматива накопления ТКО для категорий, расчетной единицей которого является общая площадь, предлагаем использовать не общую, а полезную площадь здания, а для магазинов и торговых павильонов – торговую площадь. Соответственно, площадь неиспользуемых помещений должна быть исключена из полезных площадей.

Слайд 12   И, наконец, пятая проблема — введение обязательной маркировки товаров и проблемы, связанные с внедрением данной системы.

Буду короток: с целью защиты от контрафакта в России запущен масштабный проект цифровой маркировки и прослеживаемости отдельных групп товаров, создана единая национальная система цифровой маркировки «Честный ЗНАК». По плану реализации проекта, уже в 2024 году все категории товаров будут обращаться на российском рынке только при условии их стопроцентной маркировки. Нанесение цифровой маркировки позволяет получить всю интересующую информацию о товаре: название предприятия-изготовителя, место, дату и время производства или продажи, срок годности, артикул, номер стандарта.

К сожалению, на сегодняшний день у большинства предпринимателей отсутствует четкое понимание этапов маркировки и процесса в целом. Аналогичная ситуация наблюдалась 3 года назад в период повсеместного внедрения онлайн-касс. У нас тоже присутствует ряд опасений. Например, непонятно, как процедура маркировки будет осуществляться в сельской местности, где у малого бизнеса не всегда есть доступ к сети Интернет. Как и в случае с онлайн-кассами, на предпринимателей в очередной раз возлагается дополнительная финансовая нагрузка: от них требуется приобрести новое оборудование, в то время как оно не было предварительно протестировано в разных погодных условиях. В частности, этим озабочены предприниматели, осуществляющие уличную торговлю.

У нас есть коллективные обращения от аптек Ярославской области — они касаются налоговых последствий для аптечных учреждений в результате введения обязательной маркировки лекарственных средств. Есть и коллективные обращения от предпринимателей Рыбинска — о переносе сроков применения обязательной маркировки. Но главной сложностью по-прежнему остается дефицит понятной и доступной информации о нововведении.

Слайд 13 Итогом работы нашего аппарата по всем этим направлениям стали мотивированные предложения по изменению законодательства, которые были направлены в адрес Губернатора Ярославской области Д.Ю. Миронова, Правительства региона и Ярославской областной Думы. Более того, мы попросили Думу направить их в адрес Председателя Правительства РФ Михаила Владимировича Мишустина. Мотивированные предложения размещены на официальном сайте Уполномоченного, ознакомиться с ними может любой желающий, поэтому подробно заострять на них ваше внимание я не буду.

Слайд 14 Отмечу главное.

  1. Мы внесли ряд предложений по пересмотру ставок налога на недвижимое имущество. Это:

— нулевая ставка по имущественному налогу для предпринимателей, находящихся на специальных режимах налогообложения;

— снижение налога на имущество организаций и физлиц-предпринимателей в отношении объектов, находящихся в сельской местности и другие инициативы.

  1. Что касается ЕНВД, то мы выступаем за сохранение этого налогового режима до 2024 года. Прежде, чем его отменять, необходимо пересмотреть варианты реформирования действующих режимов УСН, ПСН, ЕНВД с переходным периодом до 2024 года в целях исключения необоснованной налоговой нагрузки на наиболее уязвимые категории субъектов малого предпринимательства.

Большинство этих инициатив были поддержаны Правительством Ярославской области, созданы рабочие группы. Мы в рамках своих полномочий делаем все возможное, чтобы как-то ускорить процесс принятия решений органами власти региона, но с их стороны каких-либо конкретных шагов мы пока не наблюдаем.

Слайд 15 Коллеги, не могу обойти стороной такую важную тему, как задолженность перед предпринимателями по государственным и муниципальным контрактам. Прошу обратить внимание на слайд: несмотря на то, что жесткие сроки оплаты по исполненным контрактам установлены законодательством, государственные и муниципальные заказчики продолжают их нарушать. В 2019 году количество жалоб на задолженность по контрактам осталось примерно на уровне 2018 года, в то время как сумма задолженности перед бизнесом с каждым годом увеличивается в 2 раза (2017 – 22,4 млн, 2018 – 52,5 млн, 2019 – 117,5 млн рублей). Безусловно, это лишь верхушка айсберга. С помощью органов прокуратуры в 2019-ом нам удалось вернуть предпринимателям 65,6 млн рублей, еще ориентировочно 25 млн рублей заказчики обязуются погасить в 1 квартале 2020 года.

Слайд 16 И еще одной важной частью работы аппарата Уполномоченного является оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. При содействии органов власти процедурой ОРВ на сегодняшний день охвачены все муниципальные образования области, что существенно повысило качество принимаемых актов и уменьшило вероятность появления в них коррупциогенных факторов.

Более того, согласно рейтингу российских регионов по качеству осуществления ОРВ в субъектах Российской Федерации, представленному в докладе Минэкономразвития, Ярославская область вошла в группу регионов, отнесенных к «высшему уровню» по качеству проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Минэкономразвития отмечает, что регионы, отнесенные к «высшему уровню» и «хорошему уровню», добились значительных успехов в организации и проведении ОРВ. Без ложной скромности скажу, что в этом есть и наша заслуга.

Как я уже упоминал, всего в 2019 году на оценку регулирующего воздействия к нам поступило 190 проектов нормативных правовых актов, и с каждым годом их количество растет.

Более трети из прошедших оценку нормативных правовых актов получили отрицательную оценку или замечания. Наиболее яркие примеры последних месяцев – законопроекты, предполагающие внесение изменений в Закон ЯО № 100-З «Об административных правонарушениях» (запрет на совершение действий, нарушающих покой граждан в дневное время, и введение дополнительных составов административной ответственности для предпринимателей за нарушение правил благоустройства). Так, нашумевший «закон о тихом часе» был принят на очередном заседании Думы 11 декабря 2019 года. К нему у нас был ряд серьезных замечаний, однако путем многочисленных переговоров с разработчиками и законодателями нам удалось достигнуть консенсуса. В результате по ряду статей законопроекта были значительно снижены санкции в виде штрафов для предпринимателей.

Что касается еще одного законопроекта — введения дополнительных составов административной ответственности для предпринимателей за нарушение правил благоустройства – то на него мы также дали отрицательное заключение, т.к. выступаем категорически против введения новых составов административных правонарушений для предпринимателей. В первом чтении данный законопроект не был принят, но ввиду важности предлагаемых изменений для жизни города и горожан депутатами было решено создать специальную рабочую группу. В ходе доработки законопроекта стало понятно, что в документе остаются моменты, которые требуют корректировки, в частности, расплывчатые, неопределенные формулировки. 31 января законопроект был отозван инициатором – мэрией г. Ярославля.

Не буду скрывать, пока процедура ОРВ несовершенна и не является императивной при вынесении решения о принятии акта, но, как видите, она все-таки не позволяет без должной огласки принимать органам власти необдуманные решения.

Слайд 17 Коллеги, и напоследок буквально несколько слов о результатах нашего традиционного ежегодного исследования предпринимательского климата на территории Ярославской области. В этом году его участниками  стали 527 респондентов из различных муниципальных образований региона — это собственники и высшие менеджеры предприятий.

Итак, почти 70% предпринимателей, оценивая условия для ведения бизнеса в Ярославской области, придерживаются скептических настроений, в то время как 21% респондентов оценивает их положительно. По сравнению с 2019-ым, количество «оптимистов» сократилось практически вдвое, что свидетельствует о субъективном ухудшении оценок предпринимателями делового климата.

Слайд 18 Среди сложностей, с которыми предприниматели сталкиваются при ведении бизнеса, на уверенное первое место вышла проблема роста налоговой нагрузки – ее как основную отметили 79% респондентов.  В «тройку лидеров» также вошли недостаток финансовых ресурсов и недостаток кадров.

Слайд 19 Кроме того, исследование обнаружило отсутствие тесного взаимодействия между бизнесом и государственными структурами. Несмотря на то, что органы власти и госучреждения в целом доступны для предпринимателей, почти половина опрошенных считает органы власти недостаточно открытыми, а 44% предпочитают не обращаться к чиновникам для решения проблем бизнеса.

Слайд 20 На этом слайде вы видите, как распределились ответы на вопрос «Какова степень Вашего доверия к следующим органам власти?». Этот вопрос является самым «неудобным» для респондентов – именно здесь, как правило, доминируют усредненные оценки, а также наибольшее количество воздержавшихся от ответа.

Слайд 21 Следующий слайд – оценка эффективности взаимодействия существующих общественных институтов с бизнесом на территории Ярославской области. Наибольший рейтинг эффективности получили Ярославское региональное отделение «ОПОРЫ РОССИИ», Ярославская Торгово-промышленная палата и наш аппарат.

Слайд 22 На открытый вопрос, какие изменения необходимо внести в законодательные акты для улучшения условий ведения бизнеса, большинство опрошенных предлагают снизить налоговое бремя, обеспечить добросовестную конкуренцию между частным бизнесом и компаниями с госкапиталом,  чаще встречаться с предпринимателями и не ставить им «палки в колеса».

Слайд 23 Однако есть и позитивные тенденции. Так, на протяжении нескольких лет стабильно низким остается число тех, кто пытается решать вопросы с контрольно-надзорными органами «неформально» либо соглашается на их незаконные требования. Небезынтересным трендом стал и рост рейтинга федеральных органов власти, в отношении которых больше опрошенных выразили доверие, чем недоверие.  Кроме того, по сравнению с прошлым годом несколько улучшилась ситуация с информированием о программах господдержки бизнеса –  в 2020-ом число опрошенных, которые сетуют на недоступность этой информации, снизилось.

Слайд 24 Коллеги, вот, наверное, основное, о чем я хотел сегодня рассказать, подводя итоги нашей работы в 2019 году. Благодарю за внимание и готов ответить на ваши вопросы!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к выступлению