Доклад для скачивания

Презентация для скачивания

Уважаемые коллеги, добрый день!

По решению Совета Государственной Думы уже на следующей неделе состоятся парламентские слушания, посвященные стратегическим вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, под руководством Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вячеслава Викторовича Володина.

На рассмотрение депутатов Госдумы, представителей профильных федеральных министерств и предпринимательского сообщества планируется вынести следующие вопросы:

  • стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
  • меры по снижению фискальной нагрузки и повышению финансовых инструментов для МСП;
  • подходы к развитию МСП в ключевых отраслях экономики;
  • снижение административного и силового давления на бизнес.

В течение этого года я уже инициировал и провел ряд встреч на разном уровне – от муниципальных координационных советов до совещаний экспертных сообществ – с принципиальной задачей: выйти на Парламентские слушания с консолидированной позицией предпринимателей региона по всем системным вопросам и проблемам бизнеса на сегодняшний день.

Отмечу высокую активность и в других регионах страны, которые проводят аналогичные мероприятия, и соглашусь, что в текущих условиях глобальной перестройки национальной экономики и практически всего рынка особо требуется корректировка подхода к управлению наиболее чувствительными секторами – малым и средним предпринимательством.

Готовясь к сегодняшнему мероприятию, мы учли все значимые события в стране и регионе, пригласили к участию в межрегиональной конференции экспертов и предпринимателей не только из Ярославской области, но и из регионов РФ – их более тридцати. Особо отмечу, что данное мероприятие проводится совместно со Штабом общественной поддержки в Ярославской области, который сейчас, параллельно нам, проводит общероссийский форум штабов. В зале присутствуют руководители экономического блока областного Правительства, представители мэрии Ярославля и других муниципальных образований региона, депутаты областной Думы, курирующие эти направления, представители контрольно-надзорных структур и прокуратуры, эксперты Третейского суда РФ, практикующие юристы и адвокаты, а также общественные помощники и эксперты pro bono в различных областях экономики. Отдельные приветствия представителю Центрального исполнительного комитета партии «Единая Россия», заместителю руководителя управления по работе с обращениями граждан Гурову Сергею Витальевичу.

Большинство вопросов мы уже поднимали в рамках Межрегионального совещания уполномоченных по защите прав предпринимателей регионов РФ, проведенного весной этого года в Рыбинском районе Ярославской области. Часть из них – федерального масштаба и требуют общего решения на уровне центральных органов законодательной и исполнительной власти. Вторая группа проблем – региональные. Решения по ним мы можем принять на месте. Этому будет посвящена вторая часть моего сегодняшнего доклада.

Начну с проблем федерального уровня.

Первая и основная – это вопросы судебного порядка разрешения споров между предпринимателями и органами власти. Такой порядок требует от сторон дополнительных расходов на юридические услуги, судебные издержки и так далее, которые впоследствии взыскиваются с проигравшей стороны, что очевидно плохо и для предпринимателей, и для бюджетов. Переговоры – важнейший элемент неконфликтной предпринимательской и инвестиционной среды, но для его эффективной работы со стороны органов исполнительной власти регионов должны быть приняты и реализованы следующие управленческие решения:

  • систематическое обобщение и анализ расходов регионального бюджета на судебные споры с предпринимателями;
  • изучение и распространение лучших успешных практик заключения мировых соглашений, проведения примирительных процедур, внесудебного урегулирования хозяйственных и административных споров;
  • обучение ответственных чиновников переговорным навыкам;
  • формирование внутри существующих общественных институтов при органах власти (коллегии, общественные советы и прочее) специальных экспертных групп по работе с конфликтами и спорами, заключению соглашений и применению других доступных форм внесудебного урегулирования возникающих проблем.

Большой вопрос, поднимаемый региональными уполномоченными и предпринимателями всей страны – ситуация в сфере активно развивающейся электронной коммерции. С одной стороны, это дополнительные возможности развития для малого и среднего бизнеса. Однако, специфика этой технологии, когда в привычной цепочке «продавец – покупатель» появляется обязательное дополнительное звено (электронная площадка или агрегатор) добавляет и ряд проблем:

  • возможность со стороны владельца электронной площадки в одностороннем порядке изменить условия пользования этой площадкой и, в случае несогласия продавца, приостановить исполнение своих обязательств;
  • возможность блокирования выплаты денег продавцам за товар без уведомления, а это срывает бизнес-процессы продавца (выплата зарплат, кредитов и т.д.);
  • отсутствие понятных правил тарификации услуг таких площадок;
  • необходимость предоставлять персональные данные.

Региональными уполномоченными предложено инициировать внесение изменений в антимонопольное законодательство, которые позволят устранить подавляющее доминирование крупных владельцев электронных площадок и лишить их возможности в одностороннем порядке изменять существенные условия договорных отношений.

Следующая тема обсуждения – вопросы использования товарного знака и взаимоотношений с обладателями права на него.

Отсутствие здорового информационного и коммуникационного поля между правообладателем или его доверенным представителем и продавцом провоцирует дополнительное давление, нарушения и применение штрафных санкций в отношении бизнеса.

Участниками совещания предложено:

  • расширить действие принципа исчерпания исключительного права на товарный знак, когда компания-правообладатель утрачивает право контролировать свой авторский товар после введения его в товарооборот;
  • создать общедоступные базы товарных знаков и реестры доверенностей, выданных в России иностранными компаниями- правообладателей;
  • решить вопрос о взыскании с иностранных компаний судебных издержек в пользу российских предпринимателей через исполнительные органы РФ;
  • присоединиться к меморандуму о сотрудничестве уполномоченных по правам предпринимателей в сфере защиты бизнеса в цифровой среде и разработать соответствующие предложения по совершенствованию правового положения предпринимателей в контексте цифровой среды.

Традиционно проблемная тема для предпринимательского сообщества – контрольно-надзорная деятельность.

На Петербургском экономическом форуме 2023 Президент РФ заявил, что если бизнес не связан с высокими рисками причинения вреда гражданам или окружающей среде, его не должны проверять ни планово, ни внепланово – достаточно профилактических мероприятий.

Я полностью поддерживаю данное высказывание и считаю, что необходимо вообще отойти от понятия «мораторий», поставить профилактическую деятельность в контрольно-надзорной сфере во главу углу и нормативно это закрепить!

Масштабное – в три раза – сокращение контрольно-надзорных мероприятий после введения моратория в 2022 году не повлияло на качество оказываемых услуг, а число происшествий даже уменьшилось.

Следует отметить что, федеральный закон о государственном и муниципальном контроле (248-ФЗ) говорит, что при предъявлении предостережения о нарушении, подконтрольное лицо может подать возражения. Однако этот закон не регулирует однозначно сроки подачи и рассмотрения возражения, результаты и реакцию контрольного органа на это возражение, отсылая предпринимателя к многочисленным положениям о контроле (надзоре).

Предлагается привести к единообразию:

— сроки для направления возражений на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований,

— сроки рассмотрения органом контроля (надзора) возражений контролируемого лица,

— результаты рассмотрения возражений в виде принятия решения об отмене объявленного предостережения или отказе в его удовлетворении полностью или в части.

Также необходимо исключить из положений о контроле не предусмотренное федеральным законом требование об обязательном уведомлении о выполнении объявленного предостережения.

Аналогичную тему мы завтра будем поднимать в отношении управляющих компаний в рамках панельной дискуссии «Бизнес и Власть: откровенный разговор об управлении многоквартирными домами». Поправки в законодательство об унификации требований в сфере контрольно-надзорной деятельности подготовлены. Важно, чтобы вся наша законодательная деятельность была нацелена на достижение «золотой середины» между отсутствием любых препятствий для ведения бизнеса и ответственностью, которую предприниматель перед обществом несет и должен осознавать.

Не отходя далеко от темы предыдущего вопроса, озвучу отдельные проблемные вопросы по рекламным конструкциям.

По данным региональных уполномоченных, в ряде регионов органы местного самоуправления расходятся в своей позиции относительно порядка осуществления контроля за их установкой и размещением. Одни признали рекламные конструкции элементом благоустройства и руководствуются соответствующим законом, другие применяют ранее принятые Положения о порядке получения разрешения на установку и эксплуатацию в соответствии с законом о рекламе.

Исходя из вышесказанного необходимо:

— исключить вариативность подхода к определению видов муниципального контроля, к примеру, закрепив контроль за установкой и эксплуатацией рекламных конструкций, как контроль в сфере благоустройства;

— императивно установить перечень обязательных требований, соблюдение которых осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом №248-ФЗ;

— обратиться в Министерство экономического развития РФ с предложением о разработке типовых Положений о муниципальном контроле в сфере благоустройства, рекомендуемых органам местного самоуправления;

 — учитывая положительный эффект от ограничений проведения плановых проверок в виде снижения количества случаев угрозы жизни, здоровью граждан, окружающей среде и иным охраняемым законом ценностям, предлагается продлить, а лучше – закрепить на постоянной основе, ограничения на проверки, установленные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336.

В целях повышения эффективности защиты прав предпринимателей и обеспечения гарантии государственной защиты их законных интересов обсуждались также проблемы, связанные с правовым статусом и процессуальным положением региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей в части участия в судах, при проведении контрольно-надзорных мероприятий, в производстве по делам об административных правонарушениях, а также уголовном судопроизводстве. Подготовлены соответствующие предложения, основные из которых представлены на слайде.

Более подробное сообщение по этой проблематике я ожидаю от своего коллеги – Уполномоченного по защите прав предпринимателей Тверской области Антона Владимировича Стамплевского.

Уважаемые коллеги! Все вышеназванное – это федеральные тренды.

Среди проблем, с которыми сталкиваются непосредственно ярославские предприниматели, можно отметить следующие:

1) Мы уже второй год боремся за сохранение придорожного бизнеса на трассе М-8 «Холмогоры». Дело в том, что в соответствии с законом объекты придорожного сервиса (кафе, гостиницы, шиномонтаж и т.п.) обязаны за свой счет обустроить примыкание своих объектов к трассе переходно-скоростными полосами и линией искусственного освещения. Затраты на такие работы составляют от 4 до 26 млн. рублей (в зависимости от категории дороги). При этом придорожный сервис в основной своей массе – это малый бизнес, который не может позволить себе такие расходы. В прошлом году, благодаря нашим совместным с Правительством и Думой усилиям, действия по ограничению доступа с трассы к объектам дорожного сервиса были запрещены. Однако сегодня эта временная мера уже не действует, и дорожники опять стали ограничивать доступ с трассы к объектам дорожного сервиса. Создаваемые сейчас по инициативе Росавтодора региональные рабочие группы по разработке единых стандартов для объектов придорожного бизнеса и создаваемых придорожных многофункциональных зон, эту проблему обозначают, но опять не решают. Потому что без изменений федерального законодательства ее решить принципиально невозможно. Мы направили наши инициативы в Госдуму еще в декабре прошлого года. Ответа до сих пор нет. Также хочу обратить ваше внимание, что федеральное Правительство давно должно было дать свою оценку нашему законопроекту, но этого не сделало.

Николай Алексеевич, публично обращаюсь к Вам с просьбой вернуться к этому вопросу в областной Думе и вновь поддержать нашу федеральную законодательную инициативу.

2) Существует проблема, связанная с доминирующим положением субъектов естественных монополий, таких как Ярэнерго и ряда других. Действующее законодательство позволяет  им полностью контролировать рынок и устанавливать выгодные для них правила и цены, создавая  при этом препятствия не только для отдельного хозяйствующего субъекта, но и для развития экономики региона в целом.

К примеру – Ярэнерго имеет право рассматривать заявку на присоединение к электросетям в течение 1 года, активно им пользуется, и при отсутствии объективных причин попросту отказывает в согласовании в более ранние сроки. У некоторых ярославских предпринимателей вопрос согласования заявки рассматривался более 6 месяцев.

В таких случаях я, как Уполномоченный, получивший соответствующее обращение, инициирую переговоры с Ярэнерго. Имеются, как положительные, так и отрицательные результаты. В таких случаях у нас давно сложилась практика обращения в прокуратуру в целях восстановления нарушенных прав предпринимателей. Буквально на днях мной получен ответ, где указано, что органами прокуратуры установлены систематические нарушения сроков выполнения технологического присоединения, а в отношении руководства ПАО «Россети Центр» вынесено соответствующее представление. При этом, уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание, что подобные нарушения прокуратура обнаружила почти в восьмистах договорах, тогда как в Правительстве области после моего обращения посчитали этот конфликт всего лишь «спором хозяйствующих субъектов». В зале находятся представители областной прокуратуры. Прошу передать Прокурору области, что мы очень ценим наше взаимодействие, которое приводит к повышению уровня доверия предпринимателей к органам власти.

Уважаемые коллеги, я считаю, что эту проблему нужно решать не в прецедентном порядке, а системно. Такие ситуации оказывают прямое влияние на инвестиционный климат в регионе. Эту позицию я озвучиваю на всех совещаниях, в том числе на последней встрече с Министром инвестиций и промышленности. В руководстве экономического блока Правительства области о проблеме знают, надеемся на положительные сдвиги в решении этого вопроса.

Также думаю, что меня поддержат большинство предпринимателей, если я скажу, что цена электроэнергии в нашем регионе, особенно для субъектов малого и среднего бизнеса, неоправданно высокая. Мы не единожды предлагали пересмотреть подход к определению ее стоимости, в том числе, отказаться от составляющей в виде перекрестного субсидирования, но на данный момент рабочая группа Правительства РФ под руководством вице-премьера Андрея Белоусова не дала заключения на эту инициативу.

3) Нами неоднократно поднимались проблемы неэффективного использования земель в разрезе развития государственно-частного партнерства.

Могу привести в качестве примера абсурдную, на мой взгляд, ситуацию, в которую попал один из ярославских бизнесменов. Мэрия города расторгла с ним договор аренды земельного участка, на котором находится временный торговый центр. При этом о целях такого действия и дальнейшего использования этой земли не сообщается. Со стороны предпринимателя неоднократно вносились предложения по развитию данного объекта в виде инвестиционного проекта. Однако орган местного самоуправления, игнорируя данные федеральным правительством рекомендации о необходимости поддержки и развития малоформатной торговли, оставляет без внимания готовность предпринимателя осуществить капитальные вложения, по сути, в развитие города.

А можно было договориться: город получает инвестора, рабочие места, а также иной полезный эффект, а предприниматель – прибыль. Это – один из примеров и данный случай не единичный. Так, например, на проспекте Фрунзе в свое время прекратила существование автомойка, а теперь земля просто пустует.

Приходится делать вывод, что муниципальные чиновники мало заботятся об эффективном использовании собственности, несмотря на то, что это является прямой обязанностью органов местного самоуправления.

4) Региональные аспекты контрольно-надзорной деятельности, несмотря на действующий мораторий, продолжают беспокоить бизнес. Проект федерального бюджета, направленный сейчас в Госдуму, предусматривает в 2024-2026 гг. значительный рост размера штрафов, санкций и возмещений ущерба, в том числе и с субъектов предпринимательской деятельности. Суммы, о которых идет речь, колоссальные – порядка 5,4 млрд. руб.

В частности, очень резонансным стало введение с 1 сентября ответственности за маркировку рекламы в интернете, что коснулось значительной части представителей бизнеса, связанного с ведением деятельности в сети Интернет: это — блогеры, ивент-предприниматели, туристические обозреватели, веб-преподаватели и т.п. Сейчас аппарат Уполномоченного очень плотно занимаемся этим вопросом, во взаимодействии с межрегиональным УФАС и Роскомнадзором пытаясь найти безболезненный выход из сложившейся ситуации. Работы еще очень много, и я надеюсь на дальнейшую совместную деятельность. Считаю, что данный вопрос также необходимо озвучивать на федеральном уровне для поиска универсального для всех регионов решения.

5) Уважаемые коллеги! Одна из наиболее болезненных тем, поднимаемых местным бизнесом, касается продления сроков действия договоров на право размещения нестационарных торговых объектов. В настоящее время наблюдается неисполнение со стороны органов исполнительной власти Ярославской области Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году», принятого в рамках реализации антикризисных мер из-за введения ограничений в отношении граждан РФ и российских юридических лиц (далее – Постановление Правительства РФ № 353).

Данным постановлением  устанавливается возможность продления на срок до 7 лет без проведения торгов срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов, включая договоры аренды для размещения указанных объектов.

При этом сроки, на которые продлеваются вышеуказанные договоры, а также порядок их продления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

До настоящего времени в Ярославской области не принят нормативный правовой акт, направленный на исполнение вышеуказанного Постановления Российской Федерации, что создает определенные препятствия для субъектов предпринимательской деятельности в сфере малоформатной торговли.

С учетом поступающих жалоб предпринимателей – владельцев НТО, считаю, что нормативные положения, установленные Правительством Российской Федерации с целью нивелирования кризисной обстановки в экономике страны, должны исполняться регионами в разумные сроки. Постановление Правительства РФ № 353 вступило в законную силу 14 марта 2022 года – уже более года назад, а на региональном уровне так и не реализовано.

Следует отметить, что в сентябре текущего года в аппарат Уполномоченного по данному вопросу поступило уже пять жалоб. В начале 2024 года у большинства владельцев НТО на территории города Ярославля истекают сроки действия договоров. Сегодня они не знают, каким образом и на какой период времени планировать хозяйственную деятельность, многие закредитованы. Считаю, что сложившуюся ситуацию необходимо срочно исправлять. Тем более, что подобные обязательства мэрия Ярославля брала на себя ранее.

Во многих субъектах Российской Федерации региональные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и сроки продления договоров на размещение НТО без проведения торгов, уже приняты и применяются (например республика Башкортостан, Тюменская область, Пермский край, Челябинская область, Псковская область).

Мы же на сегодняшний день были вынуждены подключать инструменты прокурорского надзора и реагирования. В сентябре я обратился с соответствующим обращением в интересах предпринимателей к областному прокурору. Очень надеюсь, что в ближайшее время этот вопрос будет отрегулирован.

6) Большинство предпринимателей поднимают вопросы снижения фискальной нагрузки. Налоговое законодательство и налогообложение можно сравнить с теми инструментами, которые могут существенно снизить самую обременительную финансовую нагрузку на бизнес. Поэтому, грамотная настройка таких инструментов способна дать серьезный стимул для роста субъектов МСП. Считаю наиболее важными из них:

— ограничение роста налога на имущество в связи с изменением кадастровой стоимости не более, чем на 10%;

— поддержку инициативу ОПОРЫ РОССИИ установить ставку такого налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости, а предприятия микробизнеса вовсе от него освободить;

 — объявление налоговой амнистии в соответствии с инициативой Президента РФ;

— изменение параметров применения специальных налоговых режимов УСН и Патента, таких как предельный доход и численность наемных работников;

 — решение вопросов пенсионного обеспечения предпринимателей.

Уверен, что мои коллеги затронут эти вопросы в своих выступлениях. Я поддерживаю установку Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина, что условия налогообложения должны быть стабильными и предсказуемыми. При этом снова скажу о своей принципиальной позиции – настройка налоговых инструментов должная быть исключительно экономически обоснована и привязана к статистике муниципальных районов. И это логически подводит меня к последнему моему заявлению в рамках данного доклада.

7) Уважаемые коллеги! Меня очень беспокоит недостаточность объективной и достоверной информации о состоянии малого и среднего бизнеса в муниципальных образованиях области. Эта проблема является ключевой при принятии обоснованных решений, направленных на поддержку субъектов МСП, особенно в нынешнее время.

Взаимодействие властных структур и бизнеса происходит по принципу заявительного характера, только тогда, когда возникает потребность или проблема у тех или у других. В результате принимаются такие решения, которые порой не решают насущных проблем бизнеса.

Бизнес структуры и местные органы власти понимают необходимость взаимодействия и совместного решения существующих проблем, но инструменты для эффективной коллегиальной работы требуют серьезного внимания и настройки.

Мы давно предлагаем в этой связи ввести специальную ставку должностного лица, отвечающего за развитие направления поддержки МСП в структуре администрации муниципального образования. Необходимо, чтобы оценка эффективности деятельности этого специалиста – да и глав районов в целом – напрямую зависела от динамики роста и развития субъектов МСП. Эффективность такого решения демонстрирует опыт Республики Башкортостан с институтом бизнес-шерифов муниципальных образований, Тюменской, Московской области и ряда других регионов. Еще раз с удовлетворением отмечу тот факт, что эту тему с руководством экономического и инвестиционного блока Правительства региона мы обсуждали, общее понимание нашли и в ближайшее время совместно займемся настройкой вертикали управления отраслью.

 Коллеги, я вам очень благодарен за внимание! Проблем у бизнеса много. Наша общая задача совместно с законодательными и исполнительными органами региональной и муниципальной власти создать необходимые условия для развития Российского предпринимательства. Все возможности для этого  есть, надо только их применить. Еще раз спасибо за внимание!